Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Жизнеописание выдающегося законоучителя и кабалиста Раби Яаков бар Цви-Гирш Эмдена

Раби Яаков бар Цви-Гирш Эмден (Ябец; 5457-5536 /1697-1776/ гг.) — выдающийся законоучитель и кабалист.

Происходил из рода р. Йосефа Лоанца из Росхайма, возглавлявшего еврейские общины Германии и Австрии; был правнуком знаменитого кабалиста и праведника р. Элияу Лоанца, прозванного р. Элияу Бааль-Шем.

Родился в городе Альтоне, расположенном возле Гамбурга.

Учился у своего отца р. Цви-Гирша Ашкенази (Хахама Цви), главного раввина Гамбурга и Альтоны. Наряду с традиционными талмудическими дисциплинами, углубленно изучал кабалу и грамматику языка Торы.

Впоследствии он самостоятельно овладел другими науками — и в первую очередь медициной и всемирной историей, ключом к которой стал для него немецкий язык. Спустя много лет р. Яаков Эмден вспоминал в своей автобиографии, названной Мегилат Сефер (Свиток книги): «Я страстно желал овладеть немецким языком, которому меня не учил мой благословенной памяти отец и наставник, — и мне пришлось самому начать с изучения букв… Мое сердце всегда склонялось к тому, чтобы узнать и исследовать все, что связано с другими народами, их национальным характером, мировоззрением, историей, науками и ремеслами — все это невозможно узнать из наших священных книг… А ведь, чтобы общаться с людьми и знать, что им ответить, необходимо понимать обычаи той или иной страны, особенности ее государственного устройства и особенности населяющего ее народа… И не видя иного пути познать все это, кроме как из их книг, …я, напряженно трудясь, в короткий срок научился читать на немецком языке — без всякой посторонней помощи и без всякого учителя и наставника… И вскоре я стал быстро прочитывать все немецкие книги, выходящие из печати, и постепенно научился читать даже по-голландски, а также понимать многое из написанного на латыни. И я прочел множество их книг по всем областям знаний, познакомился со всеми господствующими в мире идеями, с различными религиями и их обычаями — и мне открылось, что они думают о нас и о нашей святой вере. …И я также страстно стремился постичь и понять явления природы, свойства минералов и целебные свойства трав и растений, и в особенности, науку врачевания — …все это мои глаза обрели в их книгах».

По окончанию периода ученичества р. Яаков решительно отказывался принять на себя руководство какой-либо общиной — он отметал все предложения, предпочитая оставаться в родном городе и продолжать свои ученые труды.

Сам р. Яаков в шутку утверждал, что в числе прочих утренних благословений он каждый день произносит и такое: «Благословен Ты, Г-сподь, … за то, что не сделал меня главою раввинского суда» (в благословении «…шело асани авед — что не сделал меня рабом» слово авед, раб, вызывает ассоциации с аббревиатурой слов ав бейт-дин, глава раввинского суда. См. Сарей амеа 1:14).

В 5488 /1728/ году он, наконец, принял приглашение еврейской общины портового города Эмдена, расположенного на севере Германии и отделенного лишь узким проливом от Нидерландов (название этого города и стало фамильным прозвищем, под которым р. Яаков вошел в историю еврейской мысли).

В 5493 /1733/ году р. Яаков Эмден возвратился в Альтону и основал там свой дом учения, для занятий в котором он отбирал только самых способных молодых знатоков Торы.

В Альтоне он зарабатывал на жизнь ремеслом ювелира. На собственные средства ему удалось создать типографию и издать в ней ряд своих сочинений.

Всего им создано около пятидесяти книг. Наибольшей известностью среди них пользуется сидур (молитвенник), озаглавленный Бейт Яаков (Дом Яакова), — он включает молитвы на все дни недели и праздники, а также многочисленные примечания и объяснения, в том числе и из области кабалы. Перу р. Яакова Эмдена принадлежит комментарий на этический трактат Авот — эта книга называется Эцавот (Древо отцов). Свои многочисленные респонсы — ответы на сложнейшие алахические вопросы, присылаемые ему из других общин, — р. Яаков Эмден объединил в сборник Шеилат Ябец (Спрашивают р. Яакова бар Цви).

Свои респонсы он подписывал именем «Ябец» — аббревиатура слов «Яаков бар Цви». В предисловии к названному сборнику респонсов он рассказывает, что однажды в детстве спросил отца, почему тот подписывается просто «Цви», не добавляя, как принято, «бар Яаков» (сын р. Яакова). Отец ответил, что «Цви» — это не просто имя, но и аббревиатура слов «Цви бар Яаков» (имя Яаков на иврите начинается с буквы йуд, которая читается как «и»). Более того, Хахам Цви посоветовал сыну, когда тот вырастет и обретет мудрость, подписывать свои произведения таким же образом: «Ябец» — «Яаков бар Цви» (Сарей амеа, там же).

В уже упомянутой книге МегилатСефер Ябец воссоздал живую картину еврейской жизни своей эпохи и нарисовал яркие портреты своего отца и других выдающихся мудрецов, своих современников.

Последний период жизни Ябеца ознаменовался непримиримой борьбой против последователей мистического учения лжемашиаха Шабтая Цви.

В 5511 /1751/ году в руки Ябеца попала одна из камей (кабалистических амулетов), изготовленных новым главным раввином Альтоны р. Йонатаном Эйбешицем — с помощью таких амулетов этот выдающийся кабалист помогал страждущим избавляться от недугов и несчастий. Ябец, отец которого долгие годы сражался против Нехемии Хиюна и других последователей Шабтая Цви, выдающих себя за хранителей тайного учения, путем тщательного исследования обнаружил в тексте камеи явные проявления «шабатианства». Потрясенный своим открытием, он направил камею на экспертизу к ведущим кабалистам своего времени, однако мнения экспертов разделились: в то время, как одни из них, и в том числе тридцатилетний р. Элияу из Вильно (Виленский Гаон), обеляли р. Эйбешица от всяческих подозрений, другие, во главе со старейшиной мудрецов Германии и Польши семидесятилетним р. Яаковом-Йеошуа Фальком (Пней Йеошуа), поддерживали выдвинутое против него обвинение. Ябец потребовал, чтобы р. Эйбешиц прекратил изготовление камей до полного выяснения всех обстоятельств дела, — а когда подозреваемый не подчинился, р. Яаков от имени духовных лидеров поколения наложил на него херем (отлучение от общины).

Под давлением сторонников и поклонников р. Эйбешица Ябец был вынужден на некоторое время покинуть Альтону — обретя приют в Амстердаме, он издал там книгу Торат акенаут (Учение ревнования), направленную против ереси последователей Шабтая Цви.

В 5512 /1752/ году он вернулся в Альтону, но его война против р. Эйбешица продолжалась до самой смерти этого мудреца, последовавшей в 5524 /1764/ году.

Возникший конфликт расколол мудрецов Германии, Польши и Литвы на два враждующих лагеря. Острейшие разногласия между главами поколения подорвали не только их авторитет, но и авторитет самой Торы — именно в тот период, когда набирало силы движение берлинского «просвещения» и единство было особенно необходимо мудрецам Торы.

Р. Яаков Эмден умер в Альтоне в первый день рош-ходеша ияр 5536 /1776/ года.

По решению одного из духовных лидеров поколения, р. Йехезкеля Ландо (Нодэ бийеуда), в знак посмертного примирения р. Эмдена похоронили рядом с могилой р. Эйбешица, его главного оппонента (Сарей амеа, там же).


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Мецора

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Следить за своим языком. Тазриа

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

«Мецора» («Прокаженный»). Сила речи

Рав Бенцион Зильбер

В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.