Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Бывший монах - основатель еврейской общины Амстердама.

Раби Яаков Тирадо (умер около 5380 /1620/ г.) — основатель еврейской общины Амстердама.

Родился в Португалии, в семье марранов (его христианское имя Лопес Де-Коста).

Предание повествует, что в раннем детстве он потерял отца и был отдан на воспитание в католический монастырь. Через несколько лет в монастыре, где воспитывался Лопес, поселился старый монах, который стал наставлять его благочестию. Старик трогательно заботился о нем и, когда между ними установились близкие и доверительные отношения, монах признался юноше, что оба они по происхождению евреи — более того, старик оказался братом умершего отца Лопеса. Старый монах обучил племянника основным законам еврейской жизни. Позднее Лопесу удалось бежать из монастыря. Он стал моряком португальского торгового флота, рассчитывая на то, что с течением времени ему удастся сойти на берег в стране, где живут евреи, и открыто вернуться к соблюдению законов Торы.

Впоследствии Лопес Де-Коста стал капитаном одного из кораблей. В 5353 /1593/ году он собрал в Лиссабоне, столице португальского королевства, группу марранов, стремящихся вернуться к еврейству. Капитан посадил их — с женами и детьми — на свой корабль, который отправлялся якобы на развлекательную прогулку вдоль берега. Но, выйдя из поля наблюдения лиссабонской береговой стражи, корабль тут же повернул в открытое море — королевство инквизиции оставалось далеко за бортом.

Не сумев обрести убежище в Англии, беглецы высадились в порту немецкого города Эмдена — здесь они впервые увидели евреев, сохранивших верность традиции: с бородами и пейсами, с кистями цицит на одежде. На входе в еврейские дома были укреплены мезузы.

Капитан Яаков Тирадо (таким было его еврейское имя) обратился к раввину Эмдена, р. Моше-Ури бар Йосефу Алеви, с необычной просьбой: сделать обрезание всем мужчинам, прибывшим с ним, а затем обучить их языку и законам Торы. Раввин разъяснил, что в Германии, где властвуют лютеране, ненавидящие евреев, осуществить их чаяния невозможно: если станет известно, что бывшие христиане возвратились к законам Торы, гнев властей обрушится на всех евреев Эмдена. Поэтому р. Моше-Ури Алеви рекомендовал марранам поселиться в нидерландской республике, лишь недавно избавившейся от господства католической Испании, — ведь там провозглашена свобода вероисповедания.

Двадцать девятого нисана 5353 /1593/ года корабль капитана Яакова Тирадо причалил в амстердамском порту. Раввин Эмдена р. Моше-Ури Алеви прибыл в Амстердам вместе с марранами, чтобы обучать их выполнению заповедей. Вскоре в Амстердам стали прибывать все новые и новые группы беглецов из Испании и Португалии.

В Йом кипур, когда новая община собралась на молитву, в зал ворвались нидерландские полицейские — они опасались, что гости из католической Испании и Португалии, собравшиеся на тайное заседание, являются агентами ненавистной инквизиции. Яаков Тирадо объяснил руководителю полицейских, что они — евреи, насильно крещенные инквизицией и теперь бежавшие от нее. И тогда глава полицейских торжественно и растроганно произнес: «Стройте свою общину и молитесь вашему Б-гу! …Здесь для вас будет место покоя — среди людей, которые признают всеобщее равенство и защитят вас от ваших врагов» (Праким бетолдот Исраэль ч.2).

Р. Яаков Тирадо стал одним из руководителей стремительно растущей общины бывших марранов. В 5358 /1598/ году члены его общины возвели первую в Амстердаме синагогу, получившую название Бейт Яаков (Дом Яакова).

После 5368 /1608/ года, когда в Амстердам прибыл из Салоников р. Йосеф Пардо, принявший на себя руководство общиной, р. Яаков Тирадо переселился на Землю Израиля. Он умер в Йерушалаиме не позднее 5380 /1620/ года.

Из книги «Еврейские мудрецы», изд. Швут Ами


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Мецора

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Следить за своим языком. Тазриа

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

«Мецора» («Прокаженный»). Сила речи

Рав Бенцион Зильбер

В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.