Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Риф, Споры, Испания, Рав Александр Кац
Раби Зрахия бар Ицхак Алеви (Бааль Амаор; ок. 4891-4946 /ок. 1131-1186/ гг.) — выдающийся законоучитель.
Согласно преданию, происходил из рода пророка Шмуэля, помазавшего на царство Давида (Сарей амеа 1:16).
Родился в г. Героне, на северо-востоке Испании, недалеко от границы с Провансом. Ребенком оказался в Провансе — семья поселилась в г. Люнеле, значительном центре Торы.
Учился в Люнеле у р. Мешулама бар Яакова, главы мудрецов Прованса, а также в Нарбонне у выдающегося законоучителя р. Авраама бар Ицхака, автора кодекса Аэшколь, и у р. Моше Меруана Алеви, которого он считал своим основным наставником.
В 4910 /1150/ году, в возрасте девятнадцати лет, р. Зрахия выпустил в свет книгу СеферАмаор, обессмертившую его имя — он вошел в историю еврейской мысли под именем Бааль Амаор (Автор «Маора»). Эта книга представляет собой аналитический комментарий на кодекс Рифа: юный автор подвергает острой критике и оспаривает многие алахические выводы великого мудреца.
Книга вызвала бурную полемику: на защиту законодательных мнений Рифа поднялся старший друг и оппонент р. Зрахии — Раавад Бааль Аасагот, а спустя поколение и великий Рамбан. Начиная с венецианского издания 5312 /1552/ года, книга Амаор — вместе с полемическими замечаниями Раавада и Рамбана — печатается рядом с основным текстом кодекса Рифа.
Перу р. Зрахии принадлежит также целый ряд духовных гимнов (пиютов) и элегий (слихот и кинот) — некоторые из них включены в сефардские праздничные молитвенники.
Многолетняя дружба связывала р. Зрахию с переводчиком священных книг на иврит р. Йеудой Ибн Тибоном, а его сын, р. Шмуэль Ибн Тибон, был учеником Бааль Амаора.
Согласно традиции, от Бааль Амаора происходит знаменитая левитская семья Гурвиц, давшая еврейскому миру многих выдающихся знатоков Торы и праведников — из этой семьи вышел, например, великий кабалист р. Йешая Алеви Гурвиц (Шла Акадош;). Известно, что в период изгнания евреев из Испании прямые потомки р. Зрахии бежали в Богемию и поселились в небольшом местечке Гурвиц, недалеко от Праги: позже название этого местечка стало фамилией (Сарей амеа 1:16).
С разрешения издательства Швут Ами
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Потомки Эсава постоянно возводили напраслину на еврейский народ. О корнях «кровавого навета», жертвами которого стали тысячи наших братьев.
Батшева Эскин
Кто на самом деле управляет миром? В каждый период истории у конспирологов находится свой ответ на этот вопрос…
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 5050 (1290) году около 16 тысяч евреев было изгнано из Англии. Только через 400 лет евреи вернулись в Англию.
Браха Губерман
Жизнь рабейну Тама, величайшего мудреца и раввина
З. Рубашев
Статья рассказывает о "лжемашиахе" Якове Франке.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 5108 (1348) году в Европу пришла чума. За два года эпидемия унесла миллионы жизней, но почти не задела евреев, соблюдавших кашрут.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В начале «нового времени», когда страсти в Германии улеглись, все ужасы средневековой Европы пришлось испытать и польским евреям.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Христианские реформаторы и их отношение к евреям
И. Чериковер
Знаменитый процесс 1840 года.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Два крестовых похода способствовали усилению религиозного фанатизма в странах Западной Европы. Ненависть черни к евреям сопровождалась повышенной подозрительностью.
Михаил Френкель,
из цикла «История евреев Стамбула»
Жители еврейского квартала постоянно страдали от издевательств
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Папы сдерживали толпу от антиеврейских выступлений, намереваясь, таким образом, привести евреев к добровольному крещению