Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Наиболее авторитетный в своем поколении законоучитель и талмудист

Раби Элиэзер бар Натан из Майнца (Рааван; ок. 4850-4930 /ок. 1090-1170/ гг.) — наиболее авторитетный в своем поколении законоучитель еврейских общин Германии.

Родился и учился в г. Майнце, а затем стал даяном в родном городе.

Его законодательные постановления пользовались исключительным авторитетом среди евреев всей Германии и Франции; из самых отдаленных общин диаспоры к нему обращались за решением наиболее сложных алахических проблем.

В 4910 /1150/ году вместе с внуками великого Раши, Рашбамом и рабейну Тамом, он возглавил съезд ста пятидесяти ведущих законоучителей, проводимый в городе Труа. На этом форуме были приняты важнейшие алахические постановления, обязательные для всех общин: запрет евреям обращаться в нееврейский суд с иском против других евреев, запрет принимать от нееврейских властей назначения на руководящие должности в еврейской общине и др.

Рашбам, духовный лидер французских евреев, который был по возрасту значительно старше Раавана, тем не менее, почтительно называл его «главою колен Израиля», «гаоном» и «праведником, на котором держится мир».

Рааван собрал свои наиболее значительные респонсы, алахические послания и законодательные решения в книгу, названную им Эвен аэзер (Камень помощи).

Это знаменитое название было взято им из стиха книги Шмуэля (I, 7:12): «И взял Шмуэль один камень, и поставил между Мицпе и Шейном, и назвал его Эвен аэзер (Камень помощи), сказав: До этого места помогал нам Б-г». Вместе с тем, в слове эвен (камень) было зашифровано имя автора.

Весь материал, включенный автором в эту книгу, расположен в соответствии с тематическим порядком Талмуда. В Эвен аэзере подробно разъясняются и обосновываются многие обычаи и молитвы, специфические для общин Ашкеназа (еврейское название Германии).

Некоторые из написанных им элегий (слихот и кинот), а также его религиозные гимны (пиюты) включены в ашкеназские махзоры — праздничные молитвенники.

Рааван скончался в городке Вюрцбурге, достигнув восьмидесятилетнего возраста.

Согласно преданию, он завещал, чтобы его тело было помещено в лодку и спущено по Рейну в сторону Майнца. Так и было сделано: как бы повинуясь руке незримого кормчего, лодка причалила у пристани Майнца, и евреи города с почетом погребли своего великого мудреца (Праким бетолдот Исраэль).

От Раавана из Майнца берет начало цепь выдающихся законоучителей. Его внуком был Раавья, знаменитый раввин из Кельна, а правнуком — Рош, один из величайших еврейских законоучителей всех времен. Сын и ученик Роша р. Яаков бар Ашер (Тур; см.) составил основополагающий свод еврейского закона Арбаа турим, и один из четырех основных разделов этого кодекса он назвал Эвен аэзер — в честь великой книги своего пращура Раавана.

С разрешения издательства Швут Ами


О порядке и законах проведения пасхального Седера Читать дальше

Седер

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.

Пасхальная Агада

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.

Смысл пасхального Седера

Рав Носон Шерман

Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.

Очистка дома перед праздником Песах и проведение Седера

Рав Пинхас Шайнберг

Настоящая брошюра составлена на основе записей, сделанных группой учеников гаона раввина Хаима-Пинхаса Шейнберга, руководителя иешивы Тора-Ор, и представляет собой сборник его ответов на вопросы слушательниц проводимых им лекций.

Наш рассказ в ночь Пасхального седера

Рав Бенцион Зильбер

Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?

В каждом поколении

Рав Реувен Пятигорский

В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.

Избранные пасхальные рецепты

Тиква Серветник

Песах, больше чем другие праздники, отражается на кухне. В этот праздник есть строгие ограничения в ассортименте продуктов. Ашкеназские евреи не употребляют в пищу «китниёт» — разновидность круп. При покупке продуктов, нужно обращать внимание как на кашрут на Песах, так и на их наличие в составе. Приятного аппетита.

Канун Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»