Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Ришоним, Раши, Рав Александр Кац, Комментарий
Раби Йеуда бар Натан (Риван) — комментатор Талмуда; ученик и зять Раши.
Раши, у которого не было сыновей, выбирал женихов для своих дочерей из числа наиболее одаренных учеников. Свою старшую дочь, Мирьям, он отдал в жены Ривану.
Именно Риван, опираясь на рукописи Раши, создал окончательную редакцию его комментариев.
Сам Риван также написал комментарии к большей части Вавилонского Талмуда. В их основу легли составленные им в ешиве конспекты уроков Раши, а также многочисленные рукописи учителя. Комментарии Ривана, обладая безусловной самостоятельной ценностью, в то же время позволяют более полно и глубоко уяснить подход Раши к той или иной проблеме.
Наиболее известен и широко изучается комментарий Ривана к заключительной главе трактата Макот: здесь его комментарий помещен рядом с основным текстом Талмуда — вместо отсутствующего комментария Раши. Перед первыми словами Ривана пояснено: «Чистая душа нашего наставника (т.е. Раши) покинула его тело — далее он не прокомментировал. Отсюда и до конца — объяснение его ученика р. Йеуды бар Натана» (Макот 19б). Кроме того, в широко известном сборнике Шита мекубецет приведена значительная часть комментариев Ривана на трактат Ктубот.
В Тосафот упомянуты комментарии Ривана на Пятикнижие, но они до нас не дошли.
С разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Бенцион Зильбер
В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Истоки»