Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Кицур шульхан арух, Алаха, Раби Шломо Ганцфрид, Рав Александр Кац, Софер
Раби Шломо бар Йосеф Ганцфрид (Кицур Шульхан арух; 5564-5646 /1804-1886/ гг.) — выдающийся законоучитель, один из духовных лидеров поколения.
Родился в закарпатском городе Унгваре (Ужгороде), входившем в состав Австро-венгерской империи.
В 5572 /1812/ году, в восьмилетнем возрасте, он осиротел. Воспитывался в доме главы раввинского суда Унгвара р. Цви-Гирша Геллера (5536-5595 /1776-1835/ гг.), который обучал его Торе.
Женившись на дочери богатого коммерсанта, занимался виноторговлей. По свидетельству современников, в своем магазине он с великим усердием изучал Тору — радуясь тому, что его не слишком беспокоят клиенты, и тому, что он не перебивает заработок у других торговцев.
В 5588 /1828/ году, когда р. Шломо Ганцфриду было только двадцать два года, один из духовных лидеров поколения р. Моше Софер (Хатам Софер; см.) писал о нем: «Выдающийся и непостижимый мудрец, …праведник, славное имя которого обретет величие» (Хатам Софер, Йорэ деа 137).
В 5594 /1834/ году, в тридцатилетнем возрасте, р. Шломо выпустил свою первую книгу Кэсет асофер (Письменный прибор) — собрание законов, связанных с написанием Свитка Торы, тфилин и мезузы.
«Я внимательно изучил ее от начала и до конца, — отмечал в предисловии к этой книге р. Моше Софер, — и убедился, что все законодательные нормы в ней определены безупречно! И поэтому я требую от всех своих учеников и последователей, чтобы, начиная со дня выхода этой книги и далее, ни один кандидат не получал бы удостоверение софера (переписчика священных текстов) до тех пор, пока он не изучил ее в совершенстве».
Книга Кэсет асофер и по сей день является одним из самых авторитетных законодательных сводов в области написания еврейских священных текстов.
В 5603 /1843/ году, когда его торговое предприятие разорилось, р. Шломо принял на себя обязанности раввина: он возглавил общину городка Брезовица в округе Сараш, а затем, в 5610 /1850/ году стал главой раввинского суда в Унгваре, где родился и вырос.
Итогом его многолетней деятельности законоучителя стал составленный им кодекс Кицур Шульхан арух (Краткий Шульхан арух), изданный в 5624 /1824/ году в типографии Унгвара. В этой книге он предельно сжато и просто изложил все законы, знание которых необходимо каждому еврею в его повседневной жизни. В большинстве случаев он не приводил различные точки зрения, а, стремясь к максимальной определенности, лишь указывал окончательные алахические выводы.
При установлении законодательных норм р. Шломо Ганцфрид руководствовался кодексом Шульхан арух, а также мнениями позднейших законоучителей — в первую очередь троих из них: р. Шнеура-Залмана из Ляд (Алтер Ребе; см.), составителя кодекса Шульхан арухарав («Шульхан арух» Рава), р. Авраама Данцига (см.), составителя кодексов Хаей адам (Жизнь человека) и Хохмат адам (Мудрость человека), и р. Яакова Лобербойма из Лисы (Нетивот амишпат; см.), написавшего краткий свод повседневных законов Дерех ахаим (Путь жизни). «Я следовал за большинством из этих троих великих вождей Израиля, — пояснял р. Шломо Ганцфрид в одном из писем, — и там, где мнение двоих совпадало, я отбрасывал противоречащее им мнение третьего». В особо сложных случаях, требующих детального рассмотрения, автор Кицура, как правило, рекомендовал своим читателям обращаться к раввину.
По определению самого автора, книга Кицур Шульхан арух предназначалась для «деловых людей, которые не имеют времени углубленно изучать кодекс Шульхан арух с сопровождающими его комментариями, а также для воспитания юношества — чтобы заповеди Б-га укоренились в сердцах».
В последующих поколениях этот кодекс стал одним из самых широко изучаемых. Книга выдержала десятки изданий, она переведена на несколько языков, в том числе, и на русский. Согласно статистике, выпущено в свет более полумиллиона экземпляров.
Р. Шломо Ганцфрид написал также книгу Апирион (Храм), содержащую аналитический обзор Пятикнижия и алегорий Талмуда. Его книга Оалей Шем (Шатры Шема) посвящена изучению еврейских имен — мужских и женских. В книге Пней Шломо (Лик Шломо) собраны его хидушим (аналитические заметки) на талмудический трактат Бава батра.
Его исследование в области кабалы, озаглавленное Клалим бахохмат аэмет (Основы истинной мудрости), до сих пор остается в рукописи.
Р. Ганцфрид был одним из руководителей организации Шомрей адат (Стражи веры), противостоящей натиску реформистов. Он также являлся избранным представителем, отстаивающим интересы еврейских общин перед правительством Австро-Венгрии.
Р. Шломо Ганцфрид был призван в Небесную Ешиву в субботнюю ночь, двадцать восьмого тамуза 5646 /1886/ года.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Мегилат Эстер
Рав Цви Вассерман
Казалось бы, Мордехай, царский судья, высокопоставленный вельможа, должен был бы сразу нажать на дворцовые рычаги...
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Мордехай Райхинштейн
В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Неужели Мордехай был человеком, который искал ссоры, интриг, готов был нарушить приказ царя?