Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Личный врач халифа и выдающийся законовед

Раби Хисдай бар Ицхак Ибн Шапрут (ок. 4675-4730 /ок. 915-970/ гг.) — глава еврейской общины Андалузии.

Был сыном богатого купца, который поселился в Кордове, столице арабского халифата.

Изучал медицину и имел обширную врачебную практику: он первым использовал для лечения эликсир из корня «фарук», ставший очень популярным среди арабов. Р. Хисдай был приглашен врачом ко двору халифа Абд аль-Рахмана III, а затем стал личным врачом халифа и его главным визирем. Выполнял многочисленные дипломатические поручения — благодаря его усилиям халиф заключил мир и установил дипломатические отношения со своими христианскими соседями, королями Навары и Леона. Р. Хисдай оставался главным визирем и при следующем халифе Кордовы, Хакиме.

Наряду с этим р. Хисдай Ибн Шапрут был главой еврейской общины в арабской части Испании. Современники утверждали, что именно он «открыл евреям Андалузии врата к познанию законов». По свидетельству современников, он сам «был выдающимся знатоком-законоведом», и именно он пригласил раввином в Кордову мудреца из Вавилонии р. Моше бар Ханоха (см.), а затем поддерживал его сына, р. Ханоха бар Моше (см.).

Р. Хисдай Ибн Шапрут установил обмен письмами с евреями Хазарского каганата. Услышав от купцов из Хорасана и Византии, что в прикаспийских степях существует могучее еврейское государство, Ибн Шапрут сразу же направил послание царю хазар, кагану Йосефу. Он писал, что, если сведения об еврейском государстве в Хазарии подтвердятся, он готов «пренебречь своим почетом и отказаться от своего сана, чтобы, совершив путешествие по горам и холмам, по морю и суше, …увидеть своими глазами величие и славу …уцелевшего остатка Израиля». В письме содержалось множество вопросов об истории и современном положении еврейского государства, р. Хисдай спрашивал «из какого колена» евреи Хазарии и «на каком языке они говорят».

Письмо было переправлено через Венгрию и Русь. Сохранился ответ, написанный каганом Йосефом на иврите: каган сообщал, что, хотя хазарский народ происходит от Яфета и не родственен евреям по крови, тем не менее, несколько столетий назад цари хазаров приняли иудаизм, «укрепив веру согласно закону и правилу», — в Итиль, столицу Хазарии, пригласили «множество мудрецов израильских, и они разъяснили двадцать четыре книги Писания, Мишну, Талмуд и весь порядок молитв; были построены дома молитвы и дома учения». «Наши глаза, — писал каган Йосеф, — устремлены к Г-споду, Б-гу нашему, и к мудрецам израильским…, и к ешиве, которая в Вавилонии». «С помощью Всемогущего я пребываю в покое», — констатировал он.

Каган Йосеф оказался последним из тринадцати еврейских царей Хазарии: его ответ Ибн Шапруту был отправлен не позднее 4721 /961/ года, а уже в 4725 /965/ году после ряда опустошительных набегов киевский князь Святослав, как свидетельствует русская летопись, «одолел хазар и город их взял». По словам арабского историка, «русы разрушили все и разграбили все, что принадлежало людям хазарским».

Р. Хисдай Ибн Шапрут умер в 4730 /970/ году в Кордове, так и не совершив заветного путешествия на восток.

С разрешения издательства Швут Ами


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Мецора

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Следить за своим языком. Тазриа

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

«Мецора» («Прокаженный»). Сила речи

Рав Бенцион Зильбер

В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.