Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Скромность, Санхедрин, Мудрецы Мишны, Рав Александр Кац
Рабан Шимон бен Гамлиэль из Явнэ (Рашбаг; умер ок. 3930 г. /170 г. н.э./) — наси Санхедрина в г. Уше.
Происходил из рода Гилеля (см.) (шестое поколение); сын и ученик рабана Гамлиэля, главы Санхедрина в Явнэ.
В годы гонений, связанных с подавлением восстания Бар Кохбы, укрывался в Вавилоне, а затем, возвратившись на родину, воссоздал Санхедрин, но уже не в Явнэ, а в галилейском городе Уше, ставшем новым центром изучения Торы.
В своей деятельности по возрождению еврейской общины на Земле Израиля р. Шимон бен Гамлиэль опирался на советы и помощь выдающихся учеников р. Акивы, среди которых был особенно близок с р. Йеудой бен Илаем (см.) и с р. Йоси бен Халафтой (см.).
Отличался исключительно скромностью: возглавляя Санхедрин, он, тем не менее, во всем следовал законодательным решениям р. Йоси.
Вместе с тем, алахический авторитет р. Шимона бен Гамлиэля был настолько велик, что в случаях его разногласий с кем-либо из мудрецов его поколения, закон всегда устанавливался в соответствии с его точкой зрения, кроме трех исключений, специально оговоренных в Талмуде (Гитин 75а).
Около 100 законодательных решений приведено от его имени в Мишне, и значительно больше — в Тосефте и многочисленных барайтах (дополнениях к Мишне).
Среди его учеников были его сын р. Йеуда Анаси (см.) и р. Элазар, сын р. Шимона бар Йохая (см.).
С разрешения издательства Швут Ами
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Мегилат Эстер
Рав Цви Вассерман
Казалось бы, Мордехай, царский судья, высокопоставленный вельможа, должен был бы сразу нажать на дворцовые рычаги...
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Мордехай Райхинштейн
В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Неужели Мордехай был человеком, который искал ссоры, интриг, готов был нарушить приказ царя?