Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
из книги "История еврейского народа"

Одной из крупнейших фигур, повлиявших на развитие испано-еврейской культуры, был Хасдай Абу Юсуф бен Ицхак бен Эзра бен Шапрут — или Хасдай ибн Шапрут (4660-4730/900-970). Он родился и жил в Кордове, хорошо знал Танах и Талмуд, прекрасно владел еврейским, арабским и латинским языками, изучал медицину и открыл знаменитый корень фарук, который считался у арабов всеисцеляющим средством.

Абдурахман III назначил его своим личным врачом и советником. Раби Хасдай был переводчиком халифа на переговорах с посланниками иностранных государств и своим умом и тактом добивался успеха в дипломатических переговорах. Так, ему удалось смягчить отношения между халифом и королем Отто 1, взаимно оскорбившими друг друга. После смерти Абдурахмана Хасдай ибн Шапрут стал визирем нового халифа Хакима 1.

Благодаря своему высокому положению Хасдай имел возможность помогать еврейским мудрецам и поддерживать еврейские общины Испании. Кроме того, он собрал коллекцию еврейских книг.

Хазарское царство

Прослышав о том, что между Каспием и Черным морем существует Хазарское царство, где правит еврейский царь, раби Хасдай отправил посланцев в Византию и просил греческою короля переправить их в Хазарское царство. Но король боялся, что хазарский каган (правитель) и еврей — первый министр Испании объединятся против него, и отказался содействовать посланцам.

Тогда Хасдай нашел другую возможность отправить письмо в Ха-зарию. Когда гостившее в Испании посольство славянских князей отправилось на родину, Хасдай снарядил с ними в путь двух евреев. Они повезли хазарскому кагану письмо Хасдая, написанное на иврите. Письмо проделало сложный путь через Хорватию, Венгрию, Русь и, наконец, попало в руки хазарского кагана Йосефа.

В своем письме Хасдай ибн Шапрут описывает положение евреев в Испании и просит рассказать о еврейском государстве. «Не для своей почести я сделал это, — пишет он, — но только для того, чтобы убедиться, что есть независимое еврейское государство в рассеянии. И если это действительно так, я оставил бы свое могущество и власть и отправился бы в путь и прибыл бы в те места, где властвует господин мой, царь, чтобы увидеть его могущество и пристанище остатков Израиля, и когда увижу это — просветлятся глаза мои».

И знал, знал раби Хасдай, что еврейское государство в рассеянии — не идеал и не конечная цель Торы. Он добавляет в письме: «…как хотел бы я пожертвовать кровь свою, чтобы предотвратить разрушение Храма».

Хазарский царь Йосеф в ответном письме рассказал о Хазарском каганате, о его истории, о его народе и царях — каганах — о том, как они приняли иудаизм. Он также просил раби Хасдая прибыть к нему и стать его советником.

Но вскоре, в 4729 (969) году, Хазарское царство было разграблено Русью. Судьба была милостива к Хасдаю: он умер до того, как до Испании дошла весть о падении еврейского царства.

Четверо пленных

Еще жив был раби Хасдай ибн Шапрут, когда в Кордову прибыл выдающийся учитель раби Моше бен Ханох. Раби Моше был одним из четырех знаменитых раввинов, плененных пиратами на итальянском побережье Бари. Кроме малолетнего сына, его спутниками были раби Шмария, раби Хушиэль и еще один мудрец, имя которого осталось неизвестным.

Раби Шмарию выкупили евреи Александрии, и он остался жить среди них, распространяя знания Торы.

Раби Хушиэля выкупили евреи Туниса. Он остался жить в городе Кайруане, где вместе с другим мудрецом, раби Нисимом, учил Торе евреев Африки. Раби Хушиэль был отцом раби Хананеля, прославленного комментатора Талмуда.

Тогда же евреи Кордовы выкупили раби Моше и его сына. В потрепанной одежде путника появился раби Моше в синагоге Кордовы. В это время раби Натан читал там проповедь, и, когда он закончил, раби Моше обратил его внимание на некоторые неточности в толковании Гемары. Раби Натана настолько поразили выдающиеся способности гостя, что он отказался от своей должности и по его просьбе раби Моше был избран равом общины.

Когда пираты узнали о возвышении своего бывшего пленника, они потребовали его возвращения, но халиф воспрепятствовал этому. Очевидно, раби Хасдай ибн Шапрут объяснил халифу, что, благодаря присутствию в Кордове раби Моше, отпадает необходимость в помощи далеких вавилонских мудрецов местным евреям. Евреи Кордовы освободятся от влияния евреев Вавилона — подданных враждебного правителя Багдада.

Звезды Испании

В Кордове раби Моше основал крупнейшую в стране сшиву, которая со временем стала центром Торы на Западе Европы. В то время еще живы были вавилонские гаоны раби Шрира и раби Ай. Раби Моше признавал их авторитет, но, одновременно с тем, воспитал такую замечательную плеяду мудрецов, которые могли самостоятельно решать принципиальные алахические вопросы. В эпоху распада огромного халифата и трудностей связи с далеким Вавилоном возделанные на испанской почве ростки Торы спасли от духовной гибели западноевропейское еврейство.

После смерти раби Моше на должность главы ешивы и рава кордовской общины претендовали два крупных знатока Торы: раби Йосеф бен Авитур и раби Ханох бен Моше. Предпочтение было отдано раби Ханоху бен Моше, и оскорбленный раби Йосеф, родившийся и проживший всю свою жизнь в Испании, покинул страну и после долгих скитаний добрался до Вавилона. Неудовлетворенный оказанным ему приемом он перебрался в Дамаск, но вскоре, после смерти раби Хасдая, вернулся в Испанию и при содействии своего покровителя сместил раби Ханоха. Когда же знатный покровитель умер, раби Ханох вернулся к своей должности и до последних дней — он оставил мир в праздник Симхат Тора, в 4775 (1014) году — подобно своему великому отцу распространял свет Торы среди испанских евреев.

Покровитель культуры

Раби Хасдай покровительствовал наукам и еврейской литературе. По его заказу Менахем бен Сарук написал книгу Мабэрэт, в которой систематизировал лексику Танаха по корневым признакам и дал отличные разъяснения морфологии священного языка. Книга вызвала большой резонанс в стране. Один из оппонентов Дунаш ибн Лабрат из Багдада резко критиковал ее в своем сочинении Тшувот. Два мнения о корневой основе языка (двух — или трехбуквенной) имели своих активных сторонников и противников, но наиболее впечатляющими представляются труды раби Хаюджа, писавшего на арабском языке. По этой причине они стали известны евреям Европы значительно позднее.

Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»


Биография Мордехая, сына Яира из колен Биньямина, мудреца и духовного лидера еврейского народа в эпоху Вавилонского изгнания, одного из главных героев пуримской истории Читать дальше

Традиции праздника Пурим

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Пурим: разрешение сомнений!

Рав Арье Кацин

Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.

Гробница Мордехая и Эстер

Рав Мордехай Райхинштейн

В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.

Пурим и свиток Эстер 3

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»

Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?