Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Раввин, Деньги, Иерусалим, Ссуда, Жестокость, Рав Александр Кац
Раби Йом-Тов бар Исраэль-Яаков Аль-Гази (Маарит Аль-Гази; 5487—5562 /1727—1802/ гг.) — выдающийся законоучитель и кабалист, Ришон леЦион (глава иерусалимской общины).
Его отец, р. Исраэль-Яаков Аль-Гази (5440-5516 /1680-1756/ гг.), возглавлял иерусалимскую ешиву кабалистов Бейт Эль, а с 5515 /1755/ по 5516 /1756/ год был главным раввином святого города.
Изучал Тору у отца. Занимался в ешиве Бейт Эль под руководством р. Сар-Шалома Шараби (см.). Его близким другом и соратником по совместному исследованию сокровенных разделов Торы был р. Хаим-Йосеф-Давид Азулай (рабейну Хида; см.).
По завершении периода ученичества р. Йом-Тов стал даяном (судьей), а затем и главой раввинского суда святого города. В 5533 /1773/ году был избран на пост главного раввина Йерушалаима и получил почетный титул Ришон леЦион (Первый в Сионе).
В 5537 /1777/ году, после смерти р. Сар-Шалома Шараби, р. Йом-Тов Аль-Гази возглавил и ешиву Бейт Эль. В течение двадцати пяти лет он носил почетное звание рав ахасидим (глава благочестивых), присваиваемое старейшине кабалистов святого города.
Около 5540 /1780/ года р. Йом-Тов в качестве главного раввина Йерушалаима совершил длительное путешествие по странам диаспоры, собирая средства на нужды своей общины. Он побывал в Стамбуле, Белграде, во многих городах Италии, Франции, Голландии, Германии и даже Польши.
Выдающиеся мудрецы Европы были поражены его познаниями в талмудическом законодательстве и в кабале. Р. Моше Софер (Хатам Софер; см.), познакомившийся с р. Аль-Гази во время его пребывания во Франкфурте на Майне, называл его «великим человеком» и «гаоном мирового масштаба» (Предисловие к книге Алахот йом-тов).
В 5554 /1794/ году вышли в свет две книги р. Аль-Гази, содержащие его алахические исследования: трактат Алахот йом-тов (Законы праздников) был издан в итальянском городе Ливорно, а трактат Симхат йом-тов (Радость праздников) — в Стамбуле. Эти книги еще более способствовали возрастанию его авторитета по всей диаспоре.
В 5555 /1795/ году, в возрасте шестидесяти восьми лет, ему вновь пришлось выехать в Стамбул для сбора пожертвований, поскольку общины Йерушалаима и Хеврона не могли расплатиться с ссудами, взятыми под высокие проценты у богачей-мусульман.
Несколько месяцев спустя, возвратившись с необходимой суммой, р. Йом-Тов узнал, что арабы, вымогая деньги, забили насмерть его сына, р. Яакова Аль-Гази, который был одним из руководителей общины Хеврона. Р. Йом-Тов воспитал детей погибшего в своем доме (Везэ шаар ашамаим с. 173).
Р. Йом-Тов Аль-Гази умер второго адара, в первый месяц адар високосного 5562 /1802/ года. Он похоронен на Масличной горе, рядом с могилами отца и своего наставника р. Сар-Шалома Шараби.
В 5603 /1843/ году в Йерушалаиме был издан сборник его трудов Кдушат йом-тов (Святость праздника), включающий и его многочисленные респонсы.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.
Рав Носон Шерман
Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.
Рав Пинхас Шайнберг
Настоящая брошюра составлена на основе записей, сделанных группой учеников гаона раввина Хаима-Пинхаса Шейнберга, руководителя иешивы Тора-Ор, и представляет собой сборник его ответов на вопросы слушательниц проводимых им лекций.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Обычай мудрецов • Время исполнения заповеди • До захода солнца • Вечерняя молитва в синагоге • Ночь, освящающая праздник • Белые одежды, надеваемые к Седеру • Зажигание свечей • Порядок пасхальной ночи • Заповеди пасхальной ночи в наше время • Правила проведения Седера • Краткое изложение Седера
Редакция Толдот
Редакция Толдот
Рассказ о Выходе из Египта в вечер Песаха является повелительной заповедью Торы. Представляем вам перевод Пасхальной Агады на русский язык.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Символы и знаки для обозначения частей пасхального Седера
Рав Бенцион Зильбер
Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?
Рав Реувен Пятигорский
В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.
Тиква Серветник
Песах, больше чем другие праздники, отражается на кухне. В этот праздник есть строгие ограничения в ассортименте продуктов. Ашкеназские евреи не употребляют в пищу «китниёт» — разновидность круп. При покупке продуктов, нужно обращать внимание как на кашрут на Песах, так и на их наличие в составе. Приятного аппетита.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»