Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Хесед, Хасидизм, Александр Кац
Раби Менахем-Нахум бар Цви-Гирш Тверский (Магид из Чернобыля; 5490-5558 /1730-1797/ гг.) — ученик р. Исраэля Бааль-Шем-Това (Бешта; см.) и Магида из Межирича (см.); основатель чернобыльской хасидской династии.
Осиротел в раннем детстве. Учился в одной из ешив Литвы.
Женившись, работал меламедом на Волыни. Углубленно изучал кабалистические концепции Аризаля (см.) и вел аскетический образ жизни: дважды в неделю постился, завернувшись во вретище, и каждую полночь просыпался, чтобы оплакивать разрушенный Храм (Гдолей Русия).
Но р. Нахум не был удовлетворен подобным путем служения. «Наши глаза видят, — впоследствии писал он, — сколько изучающих Тору людей поднаторели в головоломных рассуждениях, однако все еще далеки от трепета перед Б-гом и от подлинного служения, их дурное влечение по-прежнему цело и невредимо…» (Меор эйнаим, Итро).
Услышав про Бааль-Шем-Това, р. Нахум отправился к нему в Меджибож. Дорога из Волыни в Подолию заняла около двух месяцев: в каждом городке р. Нахум выступал в синагоге — гонорар за выступления шел на путевые расходы (Сарей амеа 3:15).
Р. Нахум стал одним из ближайших учеников Бешта. После смерти Бешта, последовавшей в 5520 /1760/ году, он продолжил обучение у Магида из Межирича. Из всех учеников Магида р. Нахум был особенно близок с выдающимся праведником р. Леви-Ицхаком из Бердичева (см.).
По завершении периода ученичества р. Нахум избрал призвание странствующего магида (проповедника) — он переходил из города в город, распространяя учение своих наставников.
Существуют свидетельства, что в своих странствиях он добирался даже до Литвы, где миснагдим (противники хасидизма) не раз сгоняли его с кафедры, а порой и провожали щедрыми тумаками (Гдолей Русия).
Впоследствии р. Нахум стал постоянным магидом в общине г. Чернобыля, севернее Киева. Однако значительную часть времени он по-прежнему проводил в странствиях, собирая деньги для выкупа евреев-должников из долговых тюрем, на приданное бедным невестам и другие благотворительные нужды.
Рассказывают: узнав, что в одном из отдаленных местечек нет миквы, а местные евреи не могут собрать необходимых для ее строительства средств, р. Нахум нашел богача, который согласился предоставить для этой цели триста рублей — на условии, что к нему перейдет доля р. Нахума в Будущем мире. Свой поступок р. Нахум объяснил так: «В Торе сказано: “Люби Г-спода, своего Б-га, всем своим сердцем, и всей своей душой, и всем своим достоянием” (Дварим 6:5). Раши комментирует: “Всем своим достоянием” — значит человек должен, если это потребуется, пожертвовать ради Всевышнего всем своим имуществом». Эти слова Торы мы произносим дважды в день при чтении «Шма» — и я всегда думал: как может выполнить это повеление подобный мне человек, у которого нет ни гроша? Но теперь, если кто-то готов заплатить за мой удел в Будущем мире, этот удел превращается в настоящую материальную ценность, и, безусловно, я обязан продать это свое единственное имущество, чтобы выполнить приказ «Возлюби Г-спода… всем своим достоянием» (Сарей амеа 3:15; Гдолей Русия).
Уже став одним их общепризнанных лидеров хасидизма, р. Нахум жил по-прежнему в крайней бедности.
По свидетельству современников, «всю жизнь он прожил в комнате, площадь которой составляла четыре локтя на четыре локтя». На зиму у него с женой была одна старая овечья бекеша на двоих: рано утром жена спешила в ней на базар, чтобы закупить все необходимое на день, а затем р. Нахум отправлялся в ней в дом учения.
В отличие от многих хасидских ребе, р. Нахум никогда не принимал пидьёнот (приносимые хасидами дары). У него под рукой всегда был обширный список нуждающихся, включавший сотни семей из разных городов и местечек, — и когда богатый хасид приносил свой щедрый пидьён, р. Нахум отправлял его к одной из нуждающихся семей, говоря: «В заслугу этого дара ты удостоишься избавления».
А когда его поклонники решили в складчину купить для него новый просторный дом, удобную мебель и одежду, р. Нахум наотрез отказался, заявив, что «не позволит лишить его хасидута (благочестия)». Он пояснил: «В Талмуде говорится: “Тот, кто хочет стать благочестивым (хасидом), должен выполнять сказанное в трактате Авот” (Бава кама 30а). А в трактате Авот сказано: “Вот путь к Торе: хлеб с солью ешь и воду в меру пей, спи на земле, живи жизнью полной лишений и трудись над познанием Торы” (Авот 6:4). И не написано: “Вот один из путей к Торе”, но “Вот путь…” — один-единственный, другого не существует!» (Сарей амеа 3:15; Гдолей адорот).
С особенным трепетом р. Нахум выполнял заповеди, связанные с Землей Израиля.
По свидетельству близких к нему людей, в дни праздника Суккот он задолго до рассвета брал в руки этрог — плод, служащий напоминанием о святой земле предков, — целовал его и стоял, с нетерпением вглядываясь в горизонт, чтобы сразу же с наступлением нового дня благословить «четыре вида растений» (Гдолей адорот). А когда, в соответствии с требованием российской администрации, каждый еврей должен был получить фамилию, р. Нахум избрал для своей семьи фамилию «Тверский» — в честь города Тверии, расположенного на берегу озера Кинерет. В течение долгих лет р. Нахум, обходя пороги богачей, собирал крупные суммы на поддержку тверийской общины (Гдолей Русия).
Духовное наследие Магида из Чернобыля отражено в его книгах Меор эйнаим (Свет очей) и Исмах лев (Возрадуется сердце).
В этих сочинениях, ставших основополагающими книгами хасидизма, приведены многочисленные высказывания наставников р. Нахума — Бешта и Магида из Межирича. В предисловии к книге Меор эйнаим р. Леви-Ицхак из Бердичева написал, что «каждое слово в ней — это слово Б-га Живого».
Р. Менахем-Нахум Тверский, Магид из Чернобыля, был призван в Небесную Ешиву одиннадцатого хешвана 5558 /1797/ года.
Он явился основателем чернобыльской хасидской династии, которую продолжили его сын и ученик р. Мордехай Тверский из Чернобыля (5530-5597 /1770-1837/ гг.; см.) и его внук р. Аарон Тверский из Чернобыля (5544—5632 /1784—1871/ гг.; см.).
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Потомки Эсава постоянно возводили напраслину на еврейский народ. О корнях «кровавого навета», жертвами которого стали тысячи наших братьев.
Батшева Эскин
Кто на самом деле управляет миром? В каждый период истории у конспирологов находится свой ответ на этот вопрос…
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 5050 (1290) году около 16 тысяч евреев было изгнано из Англии. Только через 400 лет евреи вернулись в Англию.
Браха Губерман
Жизнь рабейну Тама, величайшего мудреца и раввина
З. Рубашев
Статья рассказывает о "лжемашиахе" Якове Франке.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 5108 (1348) году в Европу пришла чума. За два года эпидемия унесла миллионы жизней, но почти не задела евреев, соблюдавших кашрут.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В начале «нового времени», когда страсти в Германии улеглись, все ужасы средневековой Европы пришлось испытать и польским евреям.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Христианские реформаторы и их отношение к евреям
И. Чериковер
Знаменитый процесс 1840 года.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Два крестовых похода способствовали усилению религиозного фанатизма в странах Западной Европы. Ненависть черни к евреям сопровождалась повышенной подозрительностью.
Михаил Френкель,
из цикла «История евреев Стамбула»
Жители еврейского квартала постоянно страдали от издевательств
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Папы сдерживали толпу от антиеврейских выступлений, намереваясь, таким образом, привести евреев к добровольному крещению