Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Он был вынужден покинуть Белоруссию из-за преследований и переехать в Эрец-Исраэль. Физические и моральные мучения привели к его скоропостижной кончине. Биография одного из лидеров хасидского движения.

Раби Менахем-Мендл из Витебска (5490-5548 /1730-1788/ гг.) — один из духовных лидеров хасидизма.

Родился в 5490 /1730/ году. Его отец был раввином Витебска и главой городской ешивы.

Изучал Тору в ешиве отца, а затем, вскоре после бар-мицвы, вошел в круг учеников Магида из Межирича (см.).

Магид вырабатывал в чрезвычайно одаренном юноше, в первую очередь, скромность и смирение. Рассказывается, что однажды, выбежав навстречу Магиду с кипой набекрень, Менахем-Мендл похвастался, что выучил за один день шесть листов Талмуда. «Сделай расчет, — остудил его пыл Магид, — если после шести листов ермолка съехала набок, то сколько же надо выучить, чтобы она вообще слетела от гордыни?!» (Сарей амеа 3:15).

С течением лет он стал особенно близок к Магиду: именно ему было поручено записывать уроки наставника. Вместе с Магидом он посещал в Меджибоже основателя хасидского движения р. Исраэля Бааль-Шем-Това (Бешта; см.).

В восемнадцать лет р. Менахем-Мендл женился на дочери одного из богачей Минска. Поселившись в Минске, он стал магидом (общественным проповедником).

Вокруг него сплотилась группа хасидов, и его тесть начал строить здание для синагоги и ешивы, которую должен был возглавить р. Менахем-Мендл. Однако вскоре миснагдим, шокированные хасидскими обычаями нового магида, изгнали его из города (Гдолей Русия; Минск ир ваэм с. 97).

В начале зимы 5532 /1772/ года р. Менахем-Мендл, прибыв в Вильно, попытался встретиться с Виленским Гаоном (см.), чтобы разъяснить ему подлинную позицию хасидизма. Однако Гаон наотрез отказался от встречи с ним.

Р. Шнеур-Залман из Ляд (Алтер Ребе; см.), сопровождавший р. Менахема-Мендла в этой поездке, вспоминал: по решительному поведения Гаона хасидские посланники заключили, что «вопрос для него совершенно ясен …и решение по нему уже принято» (Р. Дов Элиах, Гаон с. 909). И действительно, в нисане того же, 5532 /1772/ года, раввинский суд Вильно объявил «великий херем», в соответствии с которым все последователи хасидизма отлучались от еврейской общины.

Именно в этот переломный момент — в 5533 /1773/ году, сразу же после смерти Магида из Межирича, — р. Менахем-Мендл из Витебска возглавил хасидское движение в Белоруссии и Литве, в местах, где преследования приняли особенно ожесточенный характер.

Во многих городах и местечках хасидские молитвенные дома закрывали, а самих хасидов с позором изгоняли. И когда положение стало совершенно невыносимым, р. Менахем-Мендл и его ближайшие соратники решили, покинув своих гонителей, обосноваться в Земле Израиля и создать там, как когда-то намечал сам Бешт, новый центр движения.

В 5537 /1777/ году, после Песаха, когда сошел снег, р. Менахем-Мендл отправился в путь во главе каравана, состоявшего из нескольких сотен хасидов и членов их семей.

Возле Могилева путешественники сели на речные суда и спустились по Днепру на юг. Затем, перегрузив свой скарб на телеги, они пересекли Подолию, Бесарабию и Валахию. В городе Галац, расположенном недалеко от устья Дуная, они арендовали пять кораблей и отплыли по Черному морю в Стамбул. Многие возвратились из Стамбула обратно, некоторые погибли, не выдержав трудностей пути.

Пятого элуля, на исходе 5537 /1777/ года, р. Менахем-Мендл и триста его спутников сошли на берег в порту г. Акко. Они поселились в г. Цфате, а затем, в 5541 /1781/ году, перебрались в Тверию (Сарей амеа 6:7; Праким бетолдот Исраэль ч.2).

Р. Исраэль из Ружина (см.), правнук Магида из Межирича, сравнивал прибытие р. Менахема-Мендла на Святую Землю с приходом нашего праотца Авраама — поскольку «они оба проложили путь для всего Израиля».

В письмах к хасидам, оставшимся на Украине и в Белоруссии, р. Менахем-Мендл рассказывал о многочисленных трудностях, которые пришлось пережить ему и его общине. Он подчеркивал, что реальность, с которой они столкнулись, находилась в полном соответствии со словами Талмуда: «Земля Израиля приобретается только через страдания» (Брахот 5а). «Нам кажется, что пережитых нами мучений хватит на то, — писал он, — чтобы искупить от грехов всех служителей Б-га» (Гдолей адорот).

Р. Менахем-Мендл из Витебска скончался второго ияра 5548 /1788/ года, в возрасте пятидесяти восьми лет.

За мгновение до смерти он сказал хасидам, столпившимся у его ложа: «Отойдите от меня, ибо Б-г находится надо мной» (Гдолей Русия).

Его сочинения и изречения были собраны в три книги: При аарец (Плод Земли), При аэц (Плод дерева) и Эц при (Плодоносное дерево). В этих книгах нашла свое выражение аутентичная традиция, воспринятая им от основателей хасидизма. «Любой материальный объект существует лишь по мановению руки Всевышнего, пребывающего в каждом из Своих созданий, — писал он, развивая центральную идею Бешта и Магида. — И без Его оживляющего влияния все живое обращается в прах и уходит в небытие» (При аарец).

с разрешения издательства Швут Ами


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Мецора

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Следить за своим языком. Тазриа

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

«Мецора» («Прокаженный»). Сила речи

Рав Бенцион Зильбер

В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.