Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Хасидизм, Александр Кац, Онег Шаббат, Бедность
Раби Йехиэль-Михл бар Ицхак из Злочева (умер в 5546 /1786/ г.) — ученик Бааль-Шем-Това (см.) и Магида из Межирича (см.).
Его отец, р. Ицхак из Дрогобыча, был странствующим магидом (проповедником).
Рассказывается, что р. Ицхак обычно постился всю неделю, а в шабат устраивал продолжительные и обильные трапезы, чтобы субботнее наслаждение (онег шабат) было особенно ощутимым (Сарей амеа 3:2).
В молодости р. Йехиэль-Михл работал меламедом (учителем начальной школы), а затем стал странствующим проповедником, как и его отец.
Позднее он поселился в г. Ямполе, на юге Подолии, и целиком посвятил себя изучению Торы, в первую очередь, кабалы. Он вел крайне аскетический образ жизни: постился от шабата до шабата и всю неделю не покидал дома учения.
Однажды у р. Йехиэля-Михла спросили, как он может каждое утро произносить «Благословен Ты, Б-г, …дающий мне все необходимое», если он и его семья лишены всего, что необходимо для жизни, — его жена даже не могла купить себе обуви, и чтобы выйти из дома, ей приходилось мастерить себе тряпочные ботинки. «Судя по всему, — ответил р. Йехиэль-Михл, — согласно Б-жественному плану Творения, мне необходимо жить в нищете, а уж нищеты мне Б-г дает в изобилии».
Тронутый его искренним благочестием, Бааль-Шем-Тов привлек его в круг своих ближайших учеников. В 5520 /1760/ году, после смерти Бааль-Шем-Това, р. Йехиэль-Михл стал учеником его духовного наследника — Магида из Межирича.
По завершении периода ученичества он поселился в городке Злочеве, возле Львова, и стал одним из духовных лидеров хасидского движения в Галиции.
Его учеником был р. Мешулам-Файбиш из Зебаржа (см.), автор книги Дерехэмет (Путь истины).
Р. Йехиэль-Михл из Злочева умер в 5546 /1786/ году.
Перед смертью он сказал сыновьям, что прожил благословенную жизнь, поскольку никогда не нуждался в том, чего у него не было.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Мегилат Эстер
Рав Цви Вассерман
Казалось бы, Мордехай, царский судья, высокопоставленный вельможа, должен был бы сразу нажать на дворцовые рычаги...
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Мордехай Райхинштейн
В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Неужели Мордехай был человеком, который искал ссоры, интриг, готов был нарушить приказ царя?