Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Рав Александр Кац, Италия
Раби Шмуэль бар Авраам Абоав (5370-5454 /1610-1694/ гг.) — выдающийся законоучитель, один из духовных лидеров евреев Италии.
Происходил из семьи р. Ицхака Абоава (см.), одного из величайших мудрецов в поколении испанских изгнанников.
Родился в г. Гамбурге, на севере Германии. Когда ему исполнилось тринадцать лет, отец отправил его изучать Тору в ешивах северной Италии.
По завершении периода ученичества р. Шмуэль стал раввином г. Вероны и основал там ешиву.
С 5410 /1650/ года он возглавлял общину Венеции. В начале этого периода он создал группу знатоков Торы, изучавших каббалистическое наследие р. Ицхака Лурии (Аризаля; см.) — в группу, в числе прочих, входили р. Моше Закут (см.), цфатский посланец р. Биньямин Алеви и раввин из Польши р. Натан-Нета Ганновер (см.).
В течение нескольких десятилетий, когда р. Шмуэль Абоав был венецианским раввином, он также руководил занятиями городской ешивы, привлекавшей множество учеников из разных общин Европы. Раввинский суд, который он возглавлял, стал самым авторитетным в Италии, и из многих общин диаспоры к р. Шмуэлю обращались за решением спорных вопросов.
Его респонсы были впоследствии собраны и изданы его сыном, р. Яаковом Абоавом, под названием Двар Шмуэль (Слово Шмуэля).
На пороге старости р. Шмуэль Абоав отправился в добровольный галут (изгнание), в течение нескольких лет странствуя из города в город и из страны в страну, — многие праведники народа Израиля избирали этот путь духовного служения, чтобы глубже осознать тленность материальных благ и временность бытия.
В последние годы жизни р. Абоав вновь встал во главе венецианской общины. Он умер в Венеции в первый день месяца элуль 5454 /1694/ года — ему было восемьдесят три года.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Мегилат Эстер
Рав Цви Вассерман
Казалось бы, Мордехай, царский судья, высокопоставленный вельможа, должен был бы сразу нажать на дворцовые рычаги...
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Мордехай Райхинштейн
В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Неужели Мордехай был человеком, который искал ссоры, интриг, готов был нарушить приказ царя?