Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Раввин, Германия, Рав Александр Кац
Раби Яир-Хаим бар Моше-Шимшон Бахрах (Хавот Яир; 5398—5462 /1638—1702/ гг.) — законоучитель.
Прямой потомок Маараля из Праги (см.) — его бабушка, ребецин Хава, знаменитая своими глубокими познаниями в Торе и праведностью, была внучкой Маараля.
Родился в польском городке Липно. Изучал законы Торы у своего отца, р. Моше-Шимшона Бахраха, который был раввином в Липно, затем в Праге, а начиная с 5410 /1650/ года, в Вормсе.
Р. Яир-Хаим приобрел глубокие познания в кабале. Кроме того, он хорошо разбирался в астрономии и математике.
В 5426 /1666/ году, когда ему еще не исполнилось и тридцати лет, евреи германского города Кобленца, стоящего на берегу Рейна, пригласили его занять пост раввина в их общине. Спустя три года он возвратился в Вормс, к престарелому и больному отцу.
В 5430 /1670/ году, после смерти отца, р. Яир-Хаим временно заменял его на посту раввина вормской общины (стать постоянным раввином города он не мог, поскольку, по уставу вормской общины, ее раввином мог быть только мудрец, приглашенный из другого города).
В 5449 /1689/ году, когда Вормс был захвачен французами, он переселился в Эльзас, в город Мец, принадлежащий французской короне. И, наконец, в 5459 /1699/ году он — теперь уже постоянный житель другого города — был избран раввином Вормса в полном соответствии с уставом этой древней общины.
В том же, 5459 /1699/ году, вышел в свет сборник его респонсов Хавот Яир (Селения Яира), прославивший его имя.
Названием книги стали слова, взятые из стиха Торы: «И Яир …завоевал эти селения, и назвал их селениями Яира» (Бемидбар 32:41). Однако сам автор указывал в предисловии к книге, что назвал ее в память о своей праведной бабушке, ребецин Хаве, — тем самым он стремился подчеркнуть свою преемственность по отношению к Мааралю.
В сборник включено 238 тшувот — ответов на сложные алахические вопросы, которые он получал из разных концов диаспоры. Особенно знаменит респонс, в котором исследуется происхождение махлокот — многочисленных разногласий между мудрецами при интерпретации и применении законов Торы (Хавот Яир 192).
Р. Яир-Хаим Бахрах скончался в Вормсе в первый день месяца тевет 5462 /1702/ года.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Мегилат Эстер
Рав Цви Вассерман
Казалось бы, Мордехай, царский судья, высокопоставленный вельможа, должен был бы сразу нажать на дворцовые рычаги...
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Мордехай Райхинштейн
В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Неужели Мордехай был человеком, который искал ссоры, интриг, готов был нарушить приказ царя?