Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Судья, Бизнес по-еврейски, Рав Александр Кац
Раби Моше бар Давид Кремер из Вильно (умер в 5448 /1687/ г.) — один из духовных лидеров поколения.
Был даяном (судьей) в Бриске (Бресте), затем переселился в Вильно.
Р. Моше держал в Вильно небольшую лавку — отсюда и его фамильное прозвище «Кремер» (на идиш лавочник). Однако торговала в лавке его жена, а он сам имел возможность посвящать большую часть времени занятиям Торой.
В 5433 /1673) году община Вильно пригласила его стать городским раввином и главой раввинского суда.
Р. Моше поставил одно условие: он не будет получать за свое раввинское служение никакого вознаграждения, а по-прежнему станет существовать на доходы от лавки. И такое соглашение было заключено. Однако очень скоро р. Моше заметил, что его лавка стала приносить несравненно больший доход. Оказалось, что все жители Вильно зачастили именно в его лавку, чтобы хотя бы таким, окольным, путем вознаградить его за труды на раввинском поприще. Тогда р. Моше сделал простой расчет: он установил, сколько денег необходимо его семье на неделю. И он попросил жену, чтобы она закрывала лавку сразу же, как только выручка сравняется с этой суммой, и даже если это произойдет в первый день недели, — поскольку другим лавочникам тоже необходим заработок (Сарей амеа 2:1).
Р. Моше Кремер возглавлял и виленскую ешиву. Он был одним из общепризнанных духовных лидеров поколения и праведником, слава о делах которого переходила из уст в уста.
Р. Моше Кремер был призван в “небесную ешиву” двенадцатого хешвана 5448 /1687/ года.
Его правнуком был один из величайших мудрецов всех времен р. Элияу из Вильно (Виленский Гаон; см.).
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.
Рав Носон Шерман
Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.
Рав Пинхас Шайнберг
Настоящая брошюра составлена на основе записей, сделанных группой учеников гаона раввина Хаима-Пинхаса Шейнберга, руководителя иешивы Тора-Ор, и представляет собой сборник его ответов на вопросы слушательниц проводимых им лекций.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Обычай мудрецов • Время исполнения заповеди • До захода солнца • Вечерняя молитва в синагоге • Ночь, освящающая праздник • Белые одежды, надеваемые к Седеру • Зажигание свечей • Порядок пасхальной ночи • Заповеди пасхальной ночи в наше время • Правила проведения Седера • Краткое изложение Седера
Редакция Толдот
Редакция Толдот
Рассказ о Выходе из Египта в вечер Песаха является повелительной заповедью Торы. Представляем вам перевод Пасхальной Агады на русский язык.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Символы и знаки для обозначения частей пасхального Седера
Рав Бенцион Зильбер
Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?
Рав Реувен Пятигорский
В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.
Тиква Серветник
Песах, больше чем другие праздники, отражается на кухне. В этот праздник есть строгие ограничения в ассортименте продуктов. Ашкеназские евреи не употребляют в пищу «китниёт» — разновидность круп. При покупке продуктов, нужно обращать внимание как на кашрут на Песах, так и на их наличие в составе. Приятного аппетита.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»