Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Выдающийся законоучитель

Раби Аарон-Шмуэль бар Исраэль Кайдановер (Мааршак; ок. 5384—5436 /ок. 1614—1676/ гг.) — выдающийся законоучитель.

Родился в городке Кайданове (Кудинове), возле Минска.

Учился в ешиве Бриска (Бреста) под руководством р. Эшиля из Кракова (см.).

Уже в молодости был раввином в нескольких небольших общинах.

В дни казацкого восстания 5408—5409 /1648—1649/ годов бежал в Вильно (ныне Вильнюс). Здесь, вместе с р. Шабатаем Коэном (Шахом; см.), он стал даяном в суде, который возглавлял р. Моше Лима (см.).

В 5415 /1655/ году, когда русские дружины в союзе с казаками начали войну против Польши, он бежал от наступающих врагов в городок Коров, расположенный возле Люблина. Но казаки дошли и до Корова — дом р. Аарона-Шмуэля был ограблен, его библиотека со святыми манускриптами сожжена, а две маленькие дочери убиты.

Р. Аарон-Шмуэль с уцелевшими членами семьи бежал в Австрию, а оттуда переселился в Моравию, где занял пост главного раввина моравской столицы, Никольсбурга (ныне Брно).

В последующие годы он был раввином и главой раввинского суда в целом ряде общин Европы — в том числе, в Бриске, где когда-то учился, и в крупной общине Франкфурта на Майне.

В 5429 /1669/ году Мааршак жил в течение нескольких месяцев на севере Германии, в частности, в Гамбурге, — он внес ряд важных постановлений, регулирующих жизнь местных общин. Затем он возвратился в Польшу и в последний период жизни возглавлял раввинский суд в Кракове.

Мааршак написал целый ряд значительных сочинений. Из его алахических трудов наиболее известна книга Биркат азевах (Благословение жертвоприношения), которая включает его хидушим (аналитические заметки) к одному из разделов Талмуда — Кодашим (Святыни). В этой книги исследуются законы, связанные с храмовым служением и жертвоприношениями.

В книге Тиферет Шмуэль (Слава Шмуэля) представлены его хидушим к другим разделам Талмуда, а также к кодексам Роша (см.) и р. Яакова (см.), сына Роша.

В классических изданиях кодекса Роша заметки Мааршака печатаются рядом с основным текстом.

Алахические респонсы Мааршака собраны в книге Эмунат Шмуэль (Вера Шмуэля) — значительная часть респонсов посвящена проблеме агунот (жен, мужья которых пропали без вести).

В отдельную книгу, получившую название Биркат Шмуэль (Благословение Шмуэля), собраны драшот Мааршака — его выступления и беседы, в которых глубочайшие идеи кабалы облачены в строгие одежды логики и мусара (еврейской этики).

Мааршак умер в г. Хмельнике на Украине девятнадцатого тамуза 5436 /1676/ года.

Его сын и ученик р. Цви-Гирш Кайдановер (см.) был одним из духовных лидеров следующего поколения.

с разрешения издательства Швут Ами


Хлеб использовался во время служения в Храме. И в наше время употребление хлеба уподобляется священнодействию и поэтому требует соблюдения множества законов и ритуалов. Усилия по производству хлеба можно назвать моделью духовных усилий, необходимых, чтобы реализовать на практике то, что написано в тексте Торы, и тем самым — заполнить Светом свою душу. Хлеб это — модель служения Вс-вышнему, практической реализации Его заповедей Читать дальше

О заповеди приношения в Храм двух хлебов и первых плодов нового урожая

Рав Лейб-Нахман Злотник

На протяжении многих веков к нашей великой скорби мы остаемся без Храма и без многих заповедей, которые будет возможно исполнять только тогда, когда возобновится храмовое служение. В изучении таких заповедей есть особенная важность

Кидуш и халы

Арье Лев

Неделя пролетает мигом. Вот уже солнце пятницы клонится к закату, женщины зажигают субботние свечи и накрывают праздничный стол. Возвращающихся после молитвы мужчин встречают веселые огоньки свечей, вино да вкусно пахнущие, но до своего часа скромно накрытые халы.

Кицур Шульхан Арух 48. Законы благословений на пищу, изготовленную из пяти видов злаков

Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»

Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух

Книга Заповедей. Заповеди «Не делай»: 186-190

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»

Запрет мяса в молоке - "Не вари козленка в молоке матери его.."

Мидраш рассказывает. Недельная глава Трума

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Строительство Мишкана - переносного Храма

Краткие законы соблюдения субботы 4. Законы лэхем мишнэ

Рав Яков-Йехезкель Позен,
из цикла «Законы шабата в кратком изложении»

Каждый раз при употреблении хлеба в шаббат следует произнести благословение, положив на стол две целых халы или булочки. Это правило распространяется на женщин и мужчин.

Предисловие и общее содержание книги Ваикра

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В первой книге Б-жественной Торы рассказано о сотворении мира из ничего, о том, как сменяли друг друга первые поколения, и о том, как родились и жили наши святые праотцы. Рассказ о них доведен до того момента, как Яаков и его дети спустились в Египет.

Кицур Шульхан Арух 77. Законы Киддуша и трапезы вечером и днем

Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»

Помни день Субботний, чтобы освятить его