Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Биография законоучителя и комментатора

Раби Йеошуа бар Александр Акоэн Фальк (Приша удриша; умер в 5374 /1614/ г.) — законоучитель и комментатор.

Учился у духовных лидеров поколения — у р. Шломо Лурии (Мааршаля; см.) в Люблине и у р. Моше Исерлиса (Рамо; см.) в Кракове.

Был раввином в ряде общин, а затем, поселившись в Лемберге (Львове), основал ешиву, в которой, по свидетельству современника, «рано вставали, поздно ложились и презирали блага этого мира». Среди его наиболее выдающихся учеников — р. Иссахар-Бер Айленбург (см.), знаменитый комментатор Талмуда.

Р. Фальк был одним из общепризнанных лидеров поколения: в течение некоторого времени он стоял во главе «Совета четырех земель».

Но особенно знаменит р. Фальк своим вкладом в законотворчество. Он видел опасность в том, что, пользуясь готовыми формулами Шульхан аруха, раввины могут допустить серьезные ошибки в судебной практике и в повседневном руководстве общиной. Поэтому он взялся проследить источники законов, приведенных в Шульхан арухе. Но сначала он прокомментировал кодекс Арбаа турим, составленный р. Яаковом бар Ашером (Бааль Атурим; см.), — ведь именно этот кодекс послужил для составителя Шульхан аруха основным прототипом.

Комментарий р. Фалька состоит из двух частей: в первой из них, получившей название Приша (Пояснения), он кратко обосновывает законодательные решения, приведенные в Арбаа турим; во второй части, названной Дриша (Толкования), он приводит талмудические источники этих законов. В Дрише он также цитирует многочисленные законодательные решения мудрецов прошлых поколений, вообще не упомянутые в Арбаа турим, и кратко их комментирует. В ряде случаев он оспаривает мнения автора Шульхан аруха р. Йосефа Каро (см.), также написавшего комментарий Бейт Йосеф (Дом Йосефа) на кодекс Арбаа турим.

Эти комментарии р. Фалька широко изучаются. В классических изданиях кодекса Арбаа турим они печатаются рядом с основным текстом.

Затем р. Фальк составил развернутый комментарий и на сам Шульхан арух. Основное внимание в этом комментарии он уделил примечаниям своего учителя Рамо, в которых отмечены нюансы в истолковании и применении законов, характерные для ашкеназской традиции. Разъясняя примечания Рамо, р. Фальк в целом ряде случаев оспаривал решения Шульхан аруха, а порой находил компромисс между противоречащими друг другу мнениями р. Йосефа Каро и Рамо.

Комментарий получил название Меирот эйнаим (Свет очам). Сохранилась только часть комментария, относящаяся к разделу Хошен мишпат, в котором рассматриваются законы имущественных отношений, уголовное право и процессуальные нормы.

В классических изданиях указанного раздела Шульхан аруха комментарий р. Фалька печатается рядом с основным текстом. В судебной практике его законодательные решения пользуются высочайшим авторитетом и часто оказываются решающими.

Остальные сочинения р. Фалька — в том числе, его комментарии к Торе, хидушим (аналитические заметки) к тринадцати трактатам Талмуда и пр. — погибли во время пожара в Лемберге.

Р. Фальк скончался в Лемберге девятнадцатого нисана 5374 /1614/ года.

Жена р. Фалька, Бейла, прославившаяся своей мудростью и глубочайшими познаниями в Торе, после его смерти переселилась в Святую Землю — она умерла в Иерусалиме в возрасте семидесяти семи лет и была погребена рядом с могилой пророка Зехарьи (Седер адорот).

с разрешения издательства Швут Ами


Биография Мордехая, сына Яира из колен Биньямина, мудреца и духовного лидера еврейского народа в эпоху Вавилонского изгнания, одного из главных героев пуримской истории Читать дальше

Традиции праздника Пурим

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Пурим: разрешение сомнений!

Рав Арье Кацин

Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.

Гробница Мордехая и Эстер

Рав Мордехай Райхинштейн

В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.

Пурим и свиток Эстер 3

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»

Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?