Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Биография хасидского наставника, раввина и праведника

Раби Барух бар Йехиэль из Меджибожа (5513—5571 /1753—1810/ гг.) — выдающийся хасидский наставник.

Внук р. Исраэля Бааль-Шем-Това (Бешт; см.).

Родился в г. Меджибоже — в семье р. Йехиэля Ашкенази и ребецин Адели, единственной дочери Бешта. Его старшим братом был р. Моше-Хаим-Эфраим из Сиделкова (см.), автор книги Дегель махане Эфраим (Знамя стана Эфраима).

После смерти Бешта, последовавшей в 5520 /1760/ году, Барух воспитывался в доме р. Пинхаса Шапиро из Кореца (см.). Учился у ближайших последователей Бешта — р. Дова-Бера (Магида из Межерича; см.) и р. Яакова-Йосефа из Полонной (Толдот Яаков-Йосеф; см.).

В 5540 /1780/ году р. Барух стал раввином г. Тульчина, расположенного в Подолии, на одном из притоков Южного Буга.

Восемь лет спустя он возвратился в Меджибож и возглавил общину этого города. Он стал общепризнанным лидером хасидов Подолии, видевших в нем непосредственного преемника Бешта.

Благодаря щедрым приношениям хасидов, р. Барух жил в исключительной роскоши — его «двор» в Меджибоже мог соперничать с фамильными поместьями самых крупных польских магнатов.

Дом р. Баруха был всегда открыт для странников, получавших щедрое угощение и место для ночлега, — некоторые из них оставались у него в течение недель и даже месяцев. Особенно много гостей собиралось за его субботним столом (Сарей амеа 3:10).

Предание рассказывает, что время от времени р. Барух страдал приступами безысходной тоски — в такие дни он запирался в своей комнате и никого к себе не впускал. По свидетельству его учеников, эти приступы начались еще в Тульчине: они были вызваны его непрестанными размышлениями о страданиях, перенесенных народом Израиля в изгнании, — ведь именно в Тульчине, за сто тридцать два года до того, как там поселился р. Барух, произошел один из самых кровавых погромов, совершенных казаками Богдана Хмельницкого. Войдя в город, казаки установили знамя и объявили: «Кто хочет принять крещение, пусть станет под это знамя — и останется жив!». И поскольку на призыв никто не откликнулся, казаки тут же, на месте, перерезали всю общину — младенцев на руках матерей и стариков рядом с внуками. Эти картины кровавой резни без конца преследовали р. Баруха, и ему казалось, что он наяву видит все происшедшее. Именно мучительные приступы безысходности заставили его покинуть Тульчин, но видения не оставили его и в Меджибоже. Чтобы облегчить страдания р. Баруха, его друзья пригласили в Меджибож знаменитого хасидского бадхана (острослова) р. Гершеле Острополера, потомка выдающегося кабалиста р. Шимшона Острополера (см.), также павшего от рук казаков Хмельницкого. Своим искрометным юмором р. Гершеле сумел в значительной степени исцелить израненную душу праведника, столь остро воспринимавшего бесконечные страдания своего народа (там же).

Предание рассказывает, что однажды внук р. Баруха прибежал к нему в слезах, требуя утешения. Оказалось, что играя в прятки с приятелем, внук очень долго сидел в укрытии, — а затем, выглянув, увидел, что приятель, увлекшийся другой игрой, и не думал его искать. Услышав рассказ ребенка, р. Барух разрыдался вместе с ним, причитая: «То же самое случилось и с Б-гом — Он укрылся, но никто не хочет Его искать!» (Гдолей адорот).

Р. Барух из Меджибожа умер восемнадцатого кислева 5571 /1810/ года.

Его изречения и размышления о Торе собраны в книге Амирот теарот (Чистые речения).

с разрешения издательства Швут Ами


Хлеб использовался во время служения в Храме. И в наше время употребление хлеба уподобляется священнодействию и поэтому требует соблюдения множества законов и ритуалов. Усилия по производству хлеба можно назвать моделью духовных усилий, необходимых, чтобы реализовать на практике то, что написано в тексте Торы, и тем самым — заполнить Светом свою душу. Хлеб это — модель служения Вс-вышнему, практической реализации Его заповедей Читать дальше

О заповеди приношения в Храм двух хлебов и первых плодов нового урожая

Рав Лейб-Нахман Злотник

На протяжении многих веков к нашей великой скорби мы остаемся без Храма и без многих заповедей, которые будет возможно исполнять только тогда, когда возобновится храмовое служение. В изучении таких заповедей есть особенная важность

Кидуш и халы

Арье Лев

Неделя пролетает мигом. Вот уже солнце пятницы клонится к закату, женщины зажигают субботние свечи и накрывают праздничный стол. Возвращающихся после молитвы мужчин встречают веселые огоньки свечей, вино да вкусно пахнущие, но до своего часа скромно накрытые халы.

Кицур Шульхан Арух 48. Законы благословений на пищу, изготовленную из пяти видов злаков

Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»

Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух

Книга Заповедей. Заповеди «Не делай»: 186-190

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»

Запрет мяса в молоке - "Не вари козленка в молоке матери его.."

Мидраш рассказывает. Недельная глава Трума

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Строительство Мишкана - переносного Храма

Краткие законы соблюдения субботы 4. Законы лэхем мишнэ

Рав Яков-Йехезкель Позен,
из цикла «Законы шабата в кратком изложении»

Каждый раз при употреблении хлеба в шаббат следует произнести благословение, положив на стол две целых халы или булочки. Это правило распространяется на женщин и мужчин.

Предисловие и общее содержание книги Ваикра

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В первой книге Б-жественной Торы рассказано о сотворении мира из ничего, о том, как сменяли друг друга первые поколения, и о том, как родились и жили наши святые праотцы. Рассказ о них доведен до того момента, как Яаков и его дети спустились в Египет.

Кицур Шульхан Арух 77. Законы Киддуша и трапезы вечером и днем

Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»

Помни день Субботний, чтобы освятить его