Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
24-го апреля этого (2006) года на 91-м году жизни покинул наш мир рав Моше Тейтельбаум — лидер одной из крупнейших еврейских общин мира, движения сатмарских хасидов, которое насчитывает на данный момент около 100.000 человек...

Рав Моше Тейтельбаум родился 17 ноября 1914 года и был назван Моше, в честь своего предка, рава Моше Тейтельбаума, основавшего в 18-м веке династию сатмарских раввинов (своим названием — «сатмарские хасиды» движение обязано названию местечка Сату Маре, где, собственно, оно и возникло; тогда оно принадлежало Австро-Венгрии, теперь это — Румыния).

Его отец, рав Хаим-Цви Тейтельбаум был раввином в городе Сегеде (Венгрия).

Когда Моше исполнилось 11 лет, они с братом (старшему брату, Иекутеэлю-Иегуде, было 14 лет) — осиротели. Какое-то время Моше жил в семье друзей его ушедших из жизни родителей, потом рос в доме деда, тоже раввина — Шалома Элиэзера Халберштама, затем — в семье дяди (брата отца) рава Йоэля Тейтельбаума.

С раннего возраста у Моше Тейтельбаума проявились неординарные способности. Его природная одаренность, упорство в овладении знаниями, руководство авторитетных учителей стали залогом тех успехов, которых он сумел достичь, будучи еще совсем молодым человеком. В 22 года он уже преподавал в йешиве в небольшом городке Каречк, а вскоре его назначили главой этого учебного заведения.

Тогда же, в 1936 году, рав Моше женился на своей кузине Лее Меир, дочери местного раввина Ханоха Меира.

В 1939-м раву Тейтельбауму предлагают должность раввина Сенты (в то время — город в Венгрии, сейчас это — Югославия). Он соглашается, и семья меняет место жительства.

Для евреев Европы наступали страшные времена. Захвативший власть в Германии Гитлер готовился к реализации плана, одним из основных пунктов которого стало «окончательное решение еврейского вопроса».

Евреям Венгрии «повезло» больше других. Массовая депортация евреев, по приказу Адольфа Эйхмана, началась в этой стране лишь в конце 1944 года. Рав Моше Тейтельбаум вместе с женой и тремя детьми попал в Освенцим. Об этой скорбной странице его жизни ему до конца дней было трудно вспоминать — из всей семьи в Освенциме выжил только он один. Жена и дети — погибли. В 1945 году его перевели в другой концлагерь — в Терезиенштадт. Война уже заканчивалась, и через короткое время он в числе других узников был освобожден. 

После Второй мировой войны рав Моше Тейтельбаум женился на дочери раввина Аарона Тейтельбаума из Волова и вернулся в город своего детства, Сегед. Но наладить нормальную еврейскую жизнь в городке, где когда-то был раввином его отец, оказалось непросто. К власти в Венгрии пришли коммунисты. «Служители культа» стали «объектом» преследований.

В конце концов, спасая семью и свои убеждения, рав Моше Тейтельбаум с женой эмигрировали в Соединенные Штаты Америки и поселились в Нью-Йорке.

К тому времени в США уже жил его дядя рав Йоэль Тейтельбаум. В 1944-м его первым же поездом, увозившим евреев из родных мест, отправили в Берген-Бельзен (день, когда он вновь обрел свободу — 21 кислева по еврейскому календарю — стал для сатмарских хисидов большим праздником). Сразу же после войны рав Йоэль Тейтельбаум едет в Эрец Исраэль (в подмандатную Палестину) и создает там сеть йешив (в нескольких городах). Однако вскоре испытывает серьезные финансовые затруднения и направляется за материальной помощью в США. Год он пробыл в Нью-Йорке. В результате его американские последователи уговорили рава Йоэля остаться в Америке. Политическая ситуация на Святой Земле была нестабильной, изменения, которые там происходили, ему не нравились, и он — остался. И перевез в США многих евреев своего движения, чудом уцелевших в Катастрофе. Их центром стал Уильямсбург (Нью-Йорк, Бруклин).

В то время в Иерусалиме общину сатмарских хасидов и вообще — «старого иешува» (Эйда Харедит), возглавлял рав Зелиг-Реувен Бенгис. После его смерти руководство общиной перешло к раву Йоэлю Тейтельбауму. Он, тем не менее, продолжал жить в Нью-Йорке, выполняя порученные ему обязанности в Израиле через израильских посланников и своих консультантов. Он стал четвертым главным раввином Эйды Харедит.

В Уильямсбурге, где поселился рав Моше Тейтельбаум, приехав в Америку, он основал бейт мидраш (место для занятий Торой), дав ему имя — «Эцей Хаим Сегед». Здесь, в Уильямсбурге, его называли — «сегедский ребе».

Позже рав Моше переехал в Боро Парк (район Бруклина) и создал там еще одну сатмарскую общину.

После смерти рава Джоэла Тейтельбаума в 1979 году, сатмарская община назвала рава Моше своим Ребе, и он, приняв на себя обязанности главы движения, вернулся в Уильямсбург.

За период его управления всей общиной, территория, занимаемая сатмарскими хасидами, значительно расширилась. Население лишь одного Уильямсбурга выросло до 35-ти тысяч человек.

Незадолго до кончины рав Йоэль основал новый населенный пункт, и при его жизни в нем успели поселиться всего несколько семей. Рав Моше Тейтельбаум назвал это место — Кирьят Йоэль. При нем население этого района существенно увеличилось. Сейчас здесь проживает более 15-ти тысяч человек.

— Рав Моше Тейтельбаум взял на свое попечение среднее по численности движение, — вспоминает исполнительный директор Совета по общественным связям в движении сатмарских хасидов рав Давид Поллак, — взлелеял его и превратил в самую большую в Соединенных Штатах хасидскую общину...

Возглавляя не только свои общины Америки, но — все сатмарское движение в мире, рав Моше Тейтельбаум оставался чрезвычайно скромным человеком. «Он часто говорил, что наш праотец Яаков, — рассказывает историк сатмарской общины рав Соломон Гельдман, — взял на себя роль хранителя результатов той огромной работы, которую осуществили Авраам и Ицхак. По собственному признанию Яакова, он не строил колодцы, но — лишь следил за колодцами, вырытыми его дедом и отцом, чтобы они не иссякали, и вода в них всегда была чистая… Мой дядя рав Йоэль вырыл колодцы, а я только слежу и ухаживаю за ними…».

Рав Моше Тейтельбаум скончался в конце апреля 2006-го года в медицинском центре «Маунт Синай», оставив в этом мире жену, Пессель-Лею, четырех сыновей, которые, как их отец, стали раввинами — Аарона, Залмана, Липу и Шулема, двух дочерей — Браху Мейзельс и Хенди Хальберштам и 86 внуков и правнуков.

Духовное наследие рава Моше Тейтельбаума — не только его последователи и ученики, но и написанная им книга Берах Моше.

Ребе вдохновил бесчисленное множество людей, которым довелось соприкоснуться с ним, — сказал, прощаясь с равом Моше Тейтельбаумом, губернатор штата Нью-Йорк Джордж Патаки. — За десятилетия своего лидерства он привел свою общину к поразительному расцвету. Пусть для каждого из нас будет благословенна память о нем!..

О том же в прощальном слове, приняв участие в траурной процессии, говорил и мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг.

— Живя здесь, в Нью-Йорке, — отметил мэр, — он сотворил настоящее чудо, восстановив общину, достойную европейской — в дни ее расцвета…

Слушайте: нигун сатмарских хасидов


О порядке и законах проведения пасхального Седера Читать дальше

Седер

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.

Пасхальная Агада

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.

Смысл пасхального Седера

Рав Носон Шерман

Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.

Очистка дома перед праздником Песах и проведение Седера

Рав Пинхас Шайнберг

Настоящая брошюра составлена на основе записей, сделанных группой учеников гаона раввина Хаима-Пинхаса Шейнберга, руководителя иешивы Тора-Ор, и представляет собой сборник его ответов на вопросы слушательниц проводимых им лекций.

Наш рассказ в ночь Пасхального седера

Рав Бенцион Зильбер

Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?

В каждом поколении

Рав Реувен Пятигорский

В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.

Избранные пасхальные рецепты

Тиква Серветник

Песах, больше чем другие праздники, отражается на кухне. В этот праздник есть строгие ограничения в ассортименте продуктов. Ашкеназские евреи не употребляют в пищу «китниёт» — разновидность круп. При покупке продуктов, нужно обращать внимание как на кашрут на Песах, так и на их наличие в составе. Приятного аппетита.

Канун Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»