Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Каббала, Чудеса, Изучение Торы, Алия, Рав Александр Кац, Баба Сали
Раби Яаков Абухацера (5550-5640 /1790-1880/ гг.) — выдающийся законоучитель и кабалист, духовный лидер евреев Северной Африки.
Уже в молодые годы был одним из ведущих раввинов Марокко. Возглавлял общину г. Тафилета, расположенного в горах на юге страны.
Основную часть времени проводил в уединенных занятиях Торой, не покидая дома учения ни днем, ни ночью — к себе домой он возвращался лишь на шабат. По свидетельству сына, каждую ночь он повторял наизусть восемнадцать глав Мишны, а затем учил Талмуд, Шульхан арух и другие алахические кодексы. Около полуночи он засыпал на короткое время, а затем произносил Тикун хацот — полуночную молитву, установленную в память о разрушении Храма. После этого он изучал святую книгу Зоар (Сияние) и кабалистические книги, содержащие учение Аризаля (см.). При приближении утра он спешил облачиться в талит и тфилин, чтобы быть первым в миньяне молящихся на рассвете.
Молился он очень долго, сливаясь с Творцом Вселенной и освобождаясь от материальных покровов, — люди чувствовали, что в эти часы он совершенно отрешен от мира и не замечает того, что происходит вокруг (Гдолей адорот).
Р. Яаков Абухацера прославился как бааль мофет (чудотворец) — многие приходили к нему в поисках исцеления и избавления от бед.
Он был одним из самых авторитетных законоучителей Северной Африки — его респонсы собраны в книге Йору мишпатеха леЯаков (Учили Твоим законам Яакова).
В месяце тевет 5640 /1880/ года, в девяносто лет, р. Яаков отправился в путешествие на Святую Землю, намереваясь там поселиться.
В египетском городе Даманхур, южнее Александрии, он увидел сон, в котором ему было сообщено, что пришло его время покинуть мир. Согласно преданию, пробудившись, он сказал: «Гам зу летова» (И это к лучшему), и сообщил родным, что умрет после ближайшего шабата.
Р. Яаков Абухацера умер в воскресение, двадцатого тевета 5640 /1880/ года.
После его смерти было издано его кабалистическое сочинение Гинзей амелех (Сокровищница царя). В этой книге приведено семьдесят различных толкований первого слова в Пятикнижии — Берешит (В начале).
Могила р. Яакова Абухацеры у г. Даманхура привлекала к себе тысячи еврейских паломников, многие из которых обрели около нее исцеление.
Его внуком был прославленный кабалист и чудотворец р. Исраэль Абухацера (Баба Сали; см.).
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Бо
Рав Гедалия Спинадель
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Восьмая Казнь
Рав Гедалия Спинадель
Творец укрепил сердце фараона, чтобы тот не отпускал евреев. Почему Он стал это делать именно после шестой казни?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Рав Ицхак Зильбер о недельной главе Ваэра
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваэра
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Фараон пожалел, что отпустил сынов Израиля.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Великая суббота • Гафтара Великой субботы • Память о чуде • Еще несколько слов о Великой субботе • Обычаи Великой субботы • Десятое Нисана • Временное и постоянное
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Беседы на тему недельной главы Бо