Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Биография раввина. Раби Шмуэль бар Цви-Гирш Салант

Раби Шмуэль бар Цви-Гирш Салант (5576—5669 /1816—1909/ гг.) — глава раввинского суда Йерушалаима, один из духовных лидеров поколения.

Родился в Литве.

Изучал Тору у отца, занимавшего пост раввина в нескольких городках литовского края; учился также у знатоков Торы в городах Вильно (Вильнюсе) и Кейдане (Кедайняе). К десяти годам прославился под именем «Шмуэль, илуй (вундеркинд) из Кейдана».

Уже в этом возрасте ему предлагали самые выгодные партии — дочерей знаменитых богачей из Вильно и Ковно (Каунаса). Но выбор его семьи пал на дочь знатока Торы, и задолго до достижения возраста бар-мицвы Шмуэль женился на дочери р. Авраама-Шимона Тройба, главного раввина Кейдан (Сарей амеа 2:33; Гдолей адорот).

В возрасте тринадцати лет, сразу после своей бар-мицвы, р. Шмуэль получил звание раввина, дающее право судить и наставлять закону. В последующие годы он совершенствовал свои познания в Воложинской ешиве, возглавляемой р. Ицхаком Воложинером (р. Ицеле; см.).

Несколько лет спустя стало очевидным, что его первый брак не удался, и р. Шмуэль предоставил жене развод. Вновь посыпались заманчивые предложения от крупнейших богачей литовского края. Свою дочь посватал ему в невесты и один из духовных лидеров поколения р. Йосеф-Зундель Салант (см.). Он сказал отцу жениха: «Я не в состоянии конкурировать ни с богачами, ни с великими знатоками Торы. Но моя дочь действительно благочестивая девушка, и она сумеет стать ему хорошей помошницей» (Сарей амеа 2:33).

Породнившись с р. Йосефом-Зунделем, р. Шмуэль переехал к нему в Салант (Салантай) и стал его ближайшим учеником. В этот период он подружился с другим учеником тестя — р. Исраэлем Липкиным (р. Исраэлем Салантером; см.), ставшим впоследствии основателем этического движения Мусар.

Отвергнув предложенные ему раввинские «троны» в Бриске (Бресте) и Саланте, р. Шмуэль целиком сосредоточился на изучении Торы.

Непрерывные занятия, продолжавшиеся не только весь день, но и большую часть ночи, серьезно подорвали его здоровье. Врачи обнаружили у него смертельно опасную болезнь легких и рекомендовали срочно поменять климат на более солнечный и теплый — например, на климат Италии. Р. Шмуэль сказал родным: «Если уж Провидению угодно, чтобы я отправился на поиски целебного воздуха, то я выбираю нашу Святую Землю» (там же 2:34).

Летом 5600 /1840/ года он отправился в путь. Задержавшись на некоторое время в Стамбуле, в 5601 /1841/ он прибыл в Землю Израиля и поселился в Йерушалаиме, где двумя годами ранее обосновался его тесть, р. Йосеф-Зундель Салант.

Вскоре р. Йосеф-Зундель, возглавлявший раввинский суд ашкеназской общины святого города, передал этот почетный пост р. Шмуэлю, которому тогда едва исполнилось двадцать пять лет.

Р. Шмуэль поселился в небольшой квартирке в самом центре еврейского квартала Старого города. В квартире не было окон — и свет, и воздух проникали в нее через открытую дверь. Стол р. Шмуэля, за которым он изучал Тору, ел и принимал посетителей, располагался у самой двери — каждый мог в любое время обратиться к нему со своими вопросами и проблемами, не оговаривая заранее время визита. В этой квартире р. Шмуэль прожил пятьдесят два года (там же).

В 5608 /1848/ году р. Шмуэль Салант совершил длительную поездку по Литве и Польше, собирая в крупных еврейских центрах благотворительные средства на поддержку ашкеназской общины Йерушалаима.

Посетив в ходе этой поездки Вильно, р. Шмуэль получил там целевое денежное пожертвование, предназначенное для создания ешивы в Йерушалаиме. По возвращении из Европы, он сразу же отобрал наиболее способных юношей и приступил к занятиям с ними в помещении центральной ашкеназской синагоги Менахем Цион (Утешитель Сиона).

В 5615 /1855/ году вместе с р. Йешаей Бардки (см.) он основал начальную ешиву Эц хаим (Древо жизни), в которой обучались дети до тринадцати лет.

Теперь каждое утро, после молитвы, р. Шмуэль посещал младшие классы школы — он знал каждого из малышей по имени, обнимал и целовал их, радовался их достижениям (Сарей амеа 2:34).

После бар-мицвы выпускники Эц хаим начинали осваивать различные ремесла, а по вечерам изучали Талмуд, — и лишь те, которые проявили исключительные способности, продолжали заниматься целый день в ешиве р. Шмуэля, которую он перенес в новую синагогу Шаарей Цион (Врата Сиона), возведенную недалеко от его дома. Эти учебные заведения стали единым комплексом, готовящим не только выдающихся знатоков Торы, но и благочестивых «балабосов» — ремесленников и торговцев, знающих и строго соблюдающих законы Б-га (Везэ шаар ашамаим с. 257).

В 5620 /1860/ году р. Шмуэль вновь посетил Европу для сбора средств. Вместо себя он оставил во главе раввинского суда р. Меира Ойербаха (см.), а по возвращении из Европы уговорил его продолжить занимать этот пост. После смерти р. Ойербаха, последовавшей в 5638 /1878/ году, р. Шмуэль вновь возглавил раввинский суд.

Р. Шмуэль Салант стал одним из самых авторитетных законоучителей своего поколения — к нему обращались со сложными алахическими вопросами и ведущие раввины Европы, и хахам баши (главный раввин Османской империи).

В то же время сам р. Шмуэль постоянно подчеркивал, что он не раввин Йерушалаима, а всего лишь море ораа (законоучитель). Он предпочитал, чтобы к нему обращались просто «реб Шмульке», а свои законодательные решения подписывал краткой аббревиатурой «ШаС» (Шмуэль Салант). В своей маленькой квартирке без окон он принимал знаменитых еврейских филантропов сэра Мозеса Монтефиоре и барона де Ротшильда, иностранных министров и дипломатов, ученых и путешественников, прибывающих в Йерушалаим со всего мира.

С наступлением вечера, между минхой и мааривом, р. Шмуэль обычно выносил свой стул из квартиры, чтобы подышать свежим воздухом. В эти минуты его окружали учителя и ученики ешивы Эц хаим, использующие возможность обсудить с ним различные талмудические и жизненные проблемы (Сарей амеа 2:34; Гдолей адорот; Везэ шаар ашамаим с. 393, 401).

В своей деятельности законоучителя он с равным вниманием относился ко всем вопросам — и к самым сложным, и к пустяковым, и даже к ошибочным.

Однажды женщина спросила у него: «Раби, мой кот стащил с кухонного стола и съел кусок мяса, который еще не был откашерован, — я хочу понять, стал ли кот от этого некашерным?». Ученики ешивы, сидевшие вокруг р. Шмуэля, прыснули от смеха — но под его серьезным взглядом затихли. Р. Шмуэль, на лице которого не показалось даже легкой улыбки, раскрыл одну из книг, лежащих перед ним на столе, и погрузился в изучение вопроса. Спустя минуту он сказал женщине: «Твой кот — “треф”. С этого дня тебе следует поостеречься и не оставлять на столе мясо до кашировки, чтобы не вводить кота в грех».

Когда женщина ушла, р. Шмуэль объяснил ешиботникам: «Если мы позволим себе смеяться над такими вопросами, то в другой раз человек постесняется придти с серьезной проблемой — и из-за нашей несдержанности нарушит закон Торы» (Сарей амеа 2:34).

В 5648 /1888/ году, в возрасте семидесяти двух лет, р. Шмуэль потерял зрение — но он продолжал выполнять обязанности главы раввинского суда, поскольку мог обходиться без книг: его уникальная память хранила в себе основные талмудические источники.

Р. Шмуэль Салант умер в Йерушалаиме двадцать восьмого ава 5669 /1909/ года, на девяноста четвертом году жизни.

В своем завещании он просил не писать на могильном камне восхвалений и титулов — лишь слова «Рав Шмуэль бар Цви» (Гдолей адорот).

с разрешения издательства Швут Ами


О порядке и законах проведения пасхального Седера Читать дальше

Седер

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.

Пасхальная Агада

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.

Смысл пасхального Седера

Рав Носон Шерман

Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.

Очистка дома перед праздником Песах и проведение Седера

Рав Пинхас Шайнберг

Настоящая брошюра составлена на основе записей, сделанных группой учеников гаона раввина Хаима-Пинхаса Шейнберга, руководителя иешивы Тора-Ор, и представляет собой сборник его ответов на вопросы слушательниц проводимых им лекций.

Наш рассказ в ночь Пасхального седера

Рав Бенцион Зильбер

Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?

В каждом поколении

Рав Реувен Пятигорский

В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.

Избранные пасхальные рецепты

Тиква Серветник

Песах, больше чем другие праздники, отражается на кухне. В этот праздник есть строгие ограничения в ассортименте продуктов. Ашкеназские евреи не употребляют в пищу «китниёт» — разновидность круп. При покупке продуктов, нужно обращать внимание как на кашрут на Песах, так и на их наличие в составе. Приятного аппетита.

Канун Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»