Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Машиах

На протяжении всей еврейской истории важнейшей составной частью жизни евреев, соблюдающих законы Торы, была вера в приход Машиаха — царя из династии Давида и Шломо. Это глобальное ожидание обладало и оборотной стороной. Многие поколения еврейского народа страдали от лжемашиахов. Среди них были шарлатаны и сумасшедшие, образованные и невежды. В этой рубрике мы опубликуем материалы из древних и современных еврейских книг о Машиахе, которого мы ждем, а также исторические рассказы о различных лжемашиахах и их проделках.

Машиах на иврите означает помазанник. Царь Машиах — это царь, помазанный на царство. Еще до построения Первого Храма пророк Шмуэль помазал царя Давида на царство. Позже Вс-вышний через пророков обещал Давиду, что его потомки будут царствовать всегда. Даже если за прегрешения царствование уйдет от этого рода, то потом оно обязательно вернется. Кроме этого, пророки сказали, что в будущем царь из рода Давида приведет народ Израиля и вместе с ним весь мир к состоянию духовного совершенства, большой близости с Творцом, и вместе с этим в мир придут справедливость, покой и изобилие.

Это представление о развитии истории не является просто непонятным обещанием Творца. Оно органично вытекает из еврейского понимания плана мироздания, который задумал Вс-вышний до сотворения Вселенной. По этому плану Он руководит миром и, несомненно, приведет свое творение к той цели, для которой Он его создал. Целый ряд глубоких философских идей обосновывают подобное понимание вещей.

В еврейских книгах объясняется, что человечество в течение истории постепенно окажется на очень низком духовном уровне и будет не способно познать высшие духовные идеи. Машиах должен появиться, чтобы спасти мир от окончательного падения и наполнить его истинным смыслом.

Хотя вера в приход Машиаха является одним из 13 принципов веры, сформулированных Рамбамом, она овеяна особенным ореолом. Если другие принципы веры говорят о нашем отношении к Творцу и его закону — Торе, то последних два принципа: вера в приход Машиаха и в воскрешение из мертвых — как бы касаются нас практически. Причем принцип веры в воскрешение из мертвых говорит о рождении нового состояния мироздания, кардинально отличного от нынешнего, которое называют грядущим миром. Основа веры в приход Машиаха — ежедневное страстное ожидание определенных событий. Обычно о них говорят как об избавлении еврейского народа. Эти события, с одной стороны, касаются глобального плана мироздания, а с другой, несомненно, затронут меня и вас, полностью изменят наш образ жизни, перевернут все представления о культуре, да и о цивилизации вообще. Поэтому даже люди, далекие от веры, иногда краем уха прислушиваются к рассказу о приходе Машиаха, думая: «Может быть, действительно, все это произойдет. Если вдруг он придет, что будет тогда?»

Рамбам в своем фундаментальном труде «Яд Хазака» пишет о приходе Машиаха, основываясь, так же как и другие комментаторы, на книгах пророков, Вавилонском и Иерусалимском Талмуде, других древних книгах. В разделе о законах царствования он говорит о появлении царя из рода Давида, «изучающего Тору и выполняющего заповеди, как предок его Давид». Этот царь «заставит весь еврейский народ следовать ее законам … и будет успешно воевать с народами мира». В таком случае, по мнению Рамбама, можно будет предположить, что это Машиах. «Если же он преуспел в своих начинаниях и победил все окружающие народы, и построил Храм в предназначенном для него месте, и собрал евреев из стран рассеяния — это, несомненно, Машиах», — утверждает Рамбам. Если же всего этого не произошло, то, очевидно, что это не был тот, появление которого обещано Торой, а просто один из царей династии Давида, праведных и достойных, которые скончались. А появление его Вс-вышний сделал испытанием для народа, как сказано: «И даже среди разумных будут ошибившиеся, которые будут сочетать, и выяснять, и прояснять, пока не придет срок; ведь времени еще много».

О времени прихода Машиаха пишет и рав Саадия-гаон в своем труде «Верования и Мнения». Он подчеркивает, что Машиах обязательно придет в предназначенное для этого Вс-вышним время. Рав Саадия пишет о двух возможных сценариях прихода Машиаха. В первом случае, если весь еврейский народ раскается, это будет легко и просто. Вс-вышний пошлет Избавление, и народ в счастье вернется в свою страну. Если же раскаяния не произойдет, то пришествие Машиаха будет предвосхищено многочисленными бедами и несчастиями. «И придет на народ огромное бедствие в то время, и хуже всего будет то, что еврейский народ окончательно испортит отношения с другими государствами настолько, что их изгонят в пустыни, где евреи будут страдать от голода и жажды. Большая часть народа отойдет от Торы. Останутся только несколько лучших, и тогда откроется им пророк Элияу, и придет Избавление», — пишет рав Саадия. В обоих случаях рав указывает на то, что приход Машиаха — это решение судьбы всего народа Израиля.

Рав Авраам бар Хия называет некоторые признаки скорого прихода Машиаха, среди которых осквернение места расположения Храма, изгнание евреев из Святой земли, неуважение к старикам и тому подобное. Все это, по его мнению, является ярким признаком скорого прихода Машиаха.

Поскольку все называемые равом Авраамом бар Хия события, к сожалению, имеют место на протяжении многих столетий, еврейские мудрецы пытались высчитать более или менее точную дату долгожданного Избавления. Такие попытки делали рав Саадия и рав Ицхак Абарбанель.

Рамбам выступает категорически против попыток вычислить дату прихода Машиаха. При этом в своем «Послании о воскрешении» он оправдывает предположения рава Саадии-гаона, который «знал, что вычислять дату прихода Машиаха нельзя, но в его поколении многие впали в заблуждение, и Тора бы пропала, если бы не его усилия. Он хотел объединить и поддержать народ, и поэтому решил вычислить время прихода Машиаха. Он хотел только блага и потому не следует говорить, что он ошибался».

Со времен рава Саади-гаона и Рамбама миновало немало столетий. Еврейский народ по-прежнему страстно ждет избавления, которое, как обещано Вс-вышним, подарит ему Машиах.

Редакция благодарит Бенциона Парицкого за помощь в подготовке материала

Рав Александр Айзенштат, Броха Губерман, из журнала «Мир Торы», Москва


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Мецора

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Следить за своим языком. Тазриа

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

«Мецора» («Прокаженный»). Сила речи

Рав Бенцион Зильбер

В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.