Из цикла «История еврейского народа», темы: Рав Моше Ойербах, Вавилон, История еврейского народа, Вавилонское изгнание
События в Вавилонии
После смерти Невухаднецара мощь Вавилонии пошла на убыль. Его сын Мардок (Меродох) был убит на двадцать третий год царствования. Наступило смутное время, когда цари быстро сменяли друг друга. Затем на престол взошел царь Навонид. Это был слабовольный человек, передавший управление страной своему сыну Бельшацару (Валтасару). В дни его правления над страной сгустились тучи — у границ Вавилонии появилась победоносная армия персидского царя Кореша (Кира).
Юный персидский царь провел ряд удачных военных кампаний и покорил несколько крупных провинций Вавилонской империи. Теперь настала очередь Вавилона.
Навонид не принимал участия в войне, он лишь собрал в своем дворце статуи богов из всех вавилонских городов, надеясь, что они защитят его столицу. Его сын Бельшацар выступил против мощного противника, но был побежден. Однако Кореш долгое время не мог захватить Вавилон, потому что с одной стороны его защищала толстая крепостная стена, построенная ранее против мидийцев, а с другой стороны города были расположены большие озера и протекала река Ефрат. В этих границах Вавилон чувствовал себя спокойно и безопасно, и так прошло пять лет, пока Кореш не приказал отвести воды Ефрата в другое русло и таким образом открыть доступ к городу.
Надпись на стене
Всего этого Бельшацар не знал. Он был уверен, что мощная крепостная стена и река надежно защищают столицу. Будучи расточительным и беззаботным правителем, он устроил однажды ночью пир для своих приближенных и, хвастаясь перед ними, приказал вынести из кладовых драгоценные сосуды, захваченные Невухаднецаром в Иерусалимском Храме. В то время, когда приглашенные праздновали — пели, ели и веселились, прославляя своих богов, на стене дворца вдруг появились странные письмена. Великий страх охватил Бельшацара и его придворных. Вавилонские мудрецы пытались прочитать надпись, но не смогли. Тогда позвали Даниэля — еврейского мудреца — и он прочитал: «Мене, мене, текел уфарсин». Даниэль растолковал эти слова так: «мене — исчислил. Б-г царство твое и положил ему конец; текел — ты взвешен на весах и найден очень легким; парас — разделено царство твое и отдано индийцам и персам».
Бельшацар понял, что устами пророка говорит Всевышний и не перечил ему. Гости еще сидели за столами и продолжали есть и пить, когда в зал явился посланец и сообщил, что в город вошли враги. Сопротивление вавилонских воинов было сломлено, отряды персов и мидийцев захватили царский дворец. И в ту же ночь, после застолья, во время которого осквернили священные сосуды Храма, Бельшацар был убит. Власть в стране перешла в руки персов и мидийцев. Год империей правил мидийский царь Дарий, а после его смерти на престол взошел персидский царь Кореш. К этому времени исполнилось семьдесят лет вавилонского пленения евреев.
Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Бенцион Зильбер
В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Истоки»