Темы: Харедим, Традиция, Александр Айзенштадт
Наверное, вы слышали о существовании ультроортодоксальных евреев. А может быть, даже знаете, что они относят себя к разным религиозным течениям, сформировавшимся внутри общей еврейской традиции: сефардам и ашкеназам, хасидам и меснагидам. Возможно, вы видели их в Израиле, Америке или Европе в черных шляпах или меховых штраймлах, длиннополых сюртуках или просто строгих темных пиджаках. Одежда ультроортодоксальных женщин также имеет свои особые признаки: закрытые платья или длинные юбки приглушенных тонов, парики, или специальные платки, или шапочки, полностью закрывающие волосы. Их вид всегда резко отличается от облика окружающих. Удивительно, но среда абсолютно не влияет на них, хотя часто они живут в самых крупных городах мира: Лондоне, Нью-Йорке, Москве, Париже и Цюрихе.
Ультраортодоксов еще называют традиционными евреями, потому что своим образом жизни они продолжают традицию, в соответствии с которой жили их родители, дедушки и бабушки. Передача традиции следующему поколению – это действие сознательное, движимое собственным выбором, желанием сохранить и передать законы жизни прадедов новому поколению.
Многие представляют себе, что в еврейской религиозной семье дети воспитываются в духе традиции и в сознательном возрасте по инерции свято следуют ей и передают своим детям. Если бы это было так, то сегодня в мире жили бы многие десятки миллионов религиозных евреев. Однако известно, что численность традиционного еврейского населения в мире во много раз меньше.
Как же это происходит в жизни? Многие дети религиозных родителей сознательно выбирают традиционный образ жизни и передают его законы следующему поколению. Есть и другие. Молодой парень или девушка, родившиеся в ортодоксальной семье в Иерусалиме или Нью-Йорке иногда довольно легко отходят от традиционного образа жизни частично или полностью. Они покидают этот корабль. Были сложные исторические периоды, когда очень много молодых людей из религиозных семей переставали следовать еврейской традиции. Но в то же самое время многие оставались внутри ее и держались за Тору при любых условиях.
Понять мотивы, заставляющие человека сохранять верность Торе – значит понять ультраортодоксов, понять, как они мыслят, и что они чувствуют.
Например, в Нью-Йорке ультраортодоксы живут несколько столетий, и за это время полностью абсорбировались в окружающей среде. Они селятся обычно в отдельных кварталах, но работают в разных городах страны. Вы можете встретить их повсюду в Америке. Их американская ментальность, с одной стороны, такая же как у любого жителя США. С другой, в религиозных евреях несомненно есть что-то отличное. Это отличие – связь с Творцом. Его суть можно легко описать: «Мы, религиозные евреи, наши дети, наше имущество несем на себе имя Творца, а в сознании – понимание того, что еврейский народ со всеми своими слабостями и проблемами – это избранный народ, народ Торы, народ Вс-вышнего». И для парня или девушки из еврейской семьи уйти от традиции – это значит уйти от Творца.
И все-таки некоторые под влиянием фейерверка искушений уходят. Есть и другие. Проанализировав и осознав суть вещей, они остаются и продолжают традицию отцов. А третьи приходят извне – дети четвертого и пятого поколения евреев, отошедших от традиционного еврейского образа жизни.
из журнала "Мир Торы", Москва.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.
Рав Носон Шерман
Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.
Рав Пинхас Шайнберг
Настоящая брошюра составлена на основе записей, сделанных группой учеников гаона раввина Хаима-Пинхаса Шейнберга, руководителя иешивы Тора-Ор, и представляет собой сборник его ответов на вопросы слушательниц проводимых им лекций.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Обычай мудрецов • Время исполнения заповеди • До захода солнца • Вечерняя молитва в синагоге • Ночь, освящающая праздник • Белые одежды, надеваемые к Седеру • Зажигание свечей • Порядок пасхальной ночи • Заповеди пасхальной ночи в наше время • Правила проведения Седера • Краткое изложение Седера
Редакция Толдот
Редакция Толдот
Рассказ о Выходе из Египта в вечер Песаха является повелительной заповедью Торы. Представляем вам перевод Пасхальной Агады на русский язык.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Символы и знаки для обозначения частей пасхального Седера
Рав Бенцион Зильбер
Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?
Рав Реувен Пятигорский
В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.
Тиква Серветник
Песах, больше чем другие праздники, отражается на кухне. В этот праздник есть строгие ограничения в ассортименте продуктов. Ашкеназские евреи не употребляют в пищу «китниёт» — разновидность круп. При покупке продуктов, нужно обращать внимание как на кашрут на Песах, так и на их наличие в составе. Приятного аппетита.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»