Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Рассказ о двадцати годах жизни Яакова

Тема недельного раздела — рассказ о двадцати годах жизни Яакова, которые тот провел за пределами Святой земли, живя у Лавана, своего дяди, брата Ривки. Много времени прошло с тех пор как первый из наших праотцев, Авраам, получил приказ Всевышнего: «Иди из своей земли, своей родины, дома своего отца — в землю, которую покажу тебе» (Берешит 12:1). Все эти годы праотцы еврейского народа старались не покидать Страну, обещанную навеки им и их потомству. Но вот Яаков вынужден оставить дом своего отца, Ицхака, чтобы бежать за границу — к хитрецу Лавану. Он бежит по совету матери, которая опасается гнева второго своего сына, Эсава, возненавидевшего брата за то, что тот, а не он, получил браху от отца. Но Яаков не собирается пускать корни на чужбине. Еще на выходе из Страны он просит Творца: «(В будущем) верни меня с миром в дом моего отца» (28:21). Эта просьба осталась в веках: каждый раз когда потомство Яакова покидает Страну — вынужденно, по причинам от него не зависящим, — оно знает, что при первой возможности вернется домой, в Израиль. Таков закон нашей жизни, таков закон Торы: никогда не покидать Эрец Исраэль; но покинув — пытаться вернуться.

Сегодняшняя глава обладает одной особенностью. Все остальные недельные главы в Сефер-Торе разделены на тематические абзацы, и только глава Ваеце написана сплошным текстом, без отступлений и пропусков — с начала до конца. Один из мудрецов последнего времени, раби Йеуда Лейб (1847—1905), «адмор» (руководитель) Гурских хасидов, автор глубоких комментариев на Тору, собранных в книгу «Сфат Эмет», заметил, что тем самым нам преподается важный урок: ни на миг не забывал Яаков о Святой земле — с первого мгновения, как покинул ее, и до возвращения. О том же сказала ему на прощание Ривка: «Поживи у него (у Лавана) несколько дней» (27:44). То есть, сколько бы ты ни жил у своего дяди, в любой момент будь готов вернуться назад…

Краткий пересказ содержания главы. Яаков уходит в Харан. Сон, в котором он видит «небесную лестницу с ангелами». Обещание Творца «быть с ним везде, куда он пойдет». Встреча Яакова с Рахелью у колодца. Яаков работает на Лавана семь лет, чтобы получить Рахель в жены. Свадьба. «И оказалось по утру, что вот она — Лея (сестра Рахели)». Яаков становится мужем четырех жен — Леи, Рахели и их двух служанок. Рождение сыновей Яакова. Приведем их имена: сыновья праматери Леи — Реувен, Шимон, Леви, Йеуда, Иссахар, Зевулун; сыновья праматери Рахели — Йосеф, Биньямин (родился позже, при возвращении всей семьи в Эрец Исраэль); сыновья служанок — Дан, Нафтали, Гад, Ашер. Продолжение службы у Лавана. Договор о награде, которую получит Яаков. Яаков покидает Лавана. Погоня. Примирение с тестем. Возвращение в Святую землю…

Один из самых волнующих моментов повествования — любовь Яакова к Рахели. Тора пишет, что «Рахель была красива и станом, и видом (лицом)». Яаков с радостью согласился служить ее отцу семь лет, чтобы получить ее в жены. Написано (29:20): «И работал Яаков за Рахель семь лет. И были они в его глазах, как несколько дней, — из-за любви к ней».

Но вот что интересно. Если он ее любил, то, наверное, хотел побыстрей сыграть свадьбу. Для того, кто ждет радостного момента, время тянется медленно. Почему же здесь сказано, что были они в его глазах, т.е. показались ему, как несколько дней? Что за радость — семь лет безропотно служить за любимую, да еще и считать, что время летит как на крыльях?

Это несоответствие заметили древние мудрецы, а в наше время на него обращают внимание комментаторы, такие, например, как автор знаменитого сборника «Амальбим» (раби Меир Лейбуш, живший в прошлом веке). И вот какое объяснение у них находим. Рахель представлялась Яакову настолько желанной, настолько полной достоинств и высоких душевных качеств, что он был бы рад служить за нее и более долгий срок. Семь лет за Рахель? Яаков обрадовался, когда Лаван согласился на это предложение. Он и сто лет работал бы на Лавана, если бы мог физически, лишь бы жениться на его дочери.

И еще одно замечание: посмотрите — «Показались ему как несколько дней — из-за любви к ней». Здесь главное слово «к ней». Из-за любви к ней. Если бы было написано просто «из любви», то можно было подумать — из чувства влечения (вроде Ромео, который так страстно любил Джульетту, что кончил с собой, когда увидел, что она ему не достанется). У Яакова была любовь, а не страсть. Пожар страсти разгорится в душе человека, побушует и затихнет — у одного через пару дней, у другого через год. Что такое страсть? Желание обладать. Иметь. Немедленно. Как можно скорей. Это не любовь, по крайней мере не любовь к тому, кого «любишь». Это любовь к самому себе: хочу, дайте мне, мое. А здесь написано «из-за любви к ней». К ней, а не к себе. Только такое чувство и называется любовью. Поэтому семь лет для Яакова промелькнули как несколько дней. Но любовь к Рахели не прошла, как не прошла она и за все те немногие годы, что им довелось прожить друг с другом.

Рахель умерла молодой. Любовь Яакова к ней пережила ее. Он просто перенес ее на сына Рахели, на молодого Йосефа. Но об этом — в следующих главах.


О порядке и законах проведения пасхального Седера Читать дальше

Седер

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.

Пасхальная Агада

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.

Смысл пасхального Седера

Рав Носон Шерман

Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.

Очистка дома перед праздником Песах и проведение Седера

Рав Пинхас Шайнберг

Настоящая брошюра составлена на основе записей, сделанных группой учеников гаона раввина Хаима-Пинхаса Шейнберга, руководителя иешивы Тора-Ор, и представляет собой сборник его ответов на вопросы слушательниц проводимых им лекций.

Наш рассказ в ночь Пасхального седера

Рав Бенцион Зильбер

Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?

В каждом поколении

Рав Реувен Пятигорский

В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.

Избранные пасхальные рецепты

Тиква Серветник

Песах, больше чем другие праздники, отражается на кухне. В этот праздник есть строгие ограничения в ассортименте продуктов. Ашкеназские евреи не употребляют в пищу «китниёт» — разновидность круп. При покупке продуктов, нужно обращать внимание как на кашрут на Песах, так и на их наличие в составе. Приятного аппетита.

Канун Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»