Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Правда и справедливость стоят на граните, ложь — на песке»Рамбам
По материалам газеты «Исток»

Что касается современников Авраама, то их религиозная практика ограничивалась общением с языческими божествами, которые «были готовы» одарить своих поклонников различными благами, но в обмен на определенного рода услуги. В каждом культовом ритуале была своя «платежная смета»: какой-то идол требовал кровавых жертв, какой-то удовлетворялся двумя зернами, брошенными в огонь. Но все они обещали блага взамен на служение им. Сверхъестественная сила, идол, божок, шаман и пр. были не просто заступниками маленького человека, но являлись и получателями, потому что, давая человеку то, что тот просил, тем не менее стояли на страже собственных интересов.

«Итак, — заключил Авраам, — я человек, созданный Б-гом ради моей пользы». Праотец еврейского народа первым понял, что единый Творец, будучи безграничным, явно хотел одарить человека максимальным благом, что в переводе на современные понятия значит — доставить ему бесконечное наслаждение. Меньшая цель Его не удовлетворит. Он совершенен, а потому хочет дать нам самый бесценный дар.

Скажите, что в вашем представлении является максимальным благом? Предположим, нам его дали, но открыть его мы должны сами. Итак, что нужно сделать, чтобы извлечь максимум наслаждения из своего существования? Мы, евреи, — нация максималистов; на полдороге не останавливаемся, на пол-ответа не согласны. В этом наш народ, очевидно, похож на Авраама, который стремился к бесконечному наслаждению. Но где оно, где его источник?

Авраам ответил и на этот вопрос: это тот самый Источник

бесконечной любви и одарения благом, Который нас создал. Он Сам и есть абсолютное и бесконечное Благо, поскольку, не нуждаясь ни в чем, Он не имеет никакого желания получить что-либо для Себя.

Наблюдая за людьми, Авраам мог заметить, что иногда они причиняют зло друг другу — или из-за эгоистического желания получить себе что-либо за счет другого, или по привычке, но причина привычки — все тот же эгоизм. Всевышний же не испытывает нужду ни в чем, в противном случае Он не был бы Всевышним, — поэтому у Него нет никаких мотивов причинять зло Своим созданиям. Более того, Он одарил нас жизнью и всеми

благами. Поэтому только о Нем мы можем говорить как об Абсолютном Благе.

Пусть не покажется нам странной попытка судить о бесконечном и непостижимом Б-ге по отношениям, которые мы наблюдаем между людьми. Авраам был уверен — а это и есть наша вера, — что Всевышний, желая человеку счастья, дал ему путеводную нить, намек, пример Своего поведения по отношению к созданному Им миру; и пример этот должен быть явным, бесспорным. Где же его искать как не в отношениях между людьми!

Все рассуждения приводили к одному выводу: найти максимальное наслаждение можно лишь приблизившись к Творцу. Абсолютное благо можно получить только вблизи от Источника блага. Поэтому цель жизни человека была сформулирована Авраамом как приближение ко Всевышнему. (Хотя все еще неясно, как этого приближения можно достичь и в чем оно заключается.)

Небольшое отступление. Давайте подумаем, что такое наслаждение. Глядя на людей вокруг себя, Авраам мог убедиться, что стремление к наслаждению — самое сильное качество человека, побуждающее его к поступкам; то, что называется центральной мотивацией его действий. Поиск наслаждений — вот тот стимул, который характерен для всех без исключения представителей человеческого рода. Неистребимое желание удовольствия толкает человека к действию, — подобно тому, как опасение получить страдание и боль является тормозом для действия. Понятно, что все люди на земле отличаются друг от друга. Среди пяти миллиардов людей не найти двух абсолютно одинаковых. Однако всех, даже самых разных людей объединяет одно — желание получить удовольствие. А различие между людьми заключается не в том, что кто-то ищет, а кто-то не ищет удовольствий; различие — в предмете поиска. Ищут все, но разное. Что доставляет нам самое большое наслаждение? Одному — пойманный на удочку карась, другому — покоренная горная вершина, третьему — оказание помощи ближнему.

Жажда удовольствий формирует нашу личность. Место, которое стремление к удовольствиям занимает в жизни человека, не случайно. Создав нас из любви, желая одарить нас максимальным благом, Творец наделил нас могучим стремлением к наслаждению. И это стремление — самая сильная наша черта.


Биография Мордехая, сына Яира из колен Биньямина, мудреца и духовного лидера еврейского народа в эпоху Вавилонского изгнания, одного из главных героев пуримской истории Читать дальше

Традиции праздника Пурим

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Пурим: разрешение сомнений!

Рав Арье Кацин

Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.

Гробница Мордехая и Эстер

Рав Мордехай Райхинштейн

В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.

Пурим и свиток Эстер 3

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»

Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?