Из цикла «Притчи Хафец Хаима», темы: Дурное начало, Лашон а-ра, Хафец Хаим, Притчи Хафец Хаима, Заслуги, Притчи
Решил я привести здесь, во Введении, свое объяснение одной фразы мудрецов наших благословенной памяти, записанной в Авот дe-рабби Натан, 27. Хочется, чтобы этой фразой мог воспользоваться каждый, кто ищет ответа своему злому началу. Вот что там говорится: Он же (рабби Йоханан бен Дгаваи. — Прим. пер.) говаривал: «Не отдаляйся от меры, которой нет конца, и от работы, которой нет завершения». То, что в Авот де-рабби Натан названо «мерой», имеет прямое отношение к нашей теме. Известно, что злое начало всегда убеждает человека не прилагать никаких усилий, чтобы уберечься от злоязычия, и не стараться изучать законы запрещенного злоязычия во всех подробностях. Вот как оно соблазняет его: Ну и чего же ты сможешь достичь, если станешь изучать эту тему и серьезно заниматься ею? Сможешь ли овладеть ею до конца и действительно спастись от злоязычия на все свои оставшиеся дни? Самое большее — ты сможешь продержаться день или два! И даже за этот ничтожный срок сможешь ли ты избежать всего, чего необходимо избегать? Ты ведь живешь в обществе, у тебя множество дел, тебе приходится общаться ежедневно с сотнями людей! Лучше тебе вообще не начинать работать над этим душевным качеством, ибо это — «мера, которой нет конца» ни по времени, ни по изучаемому объему. Тебе ведь необходимо будет изучить ее применение во все эпохи и во все моменты жизни человека в этом мире, в каждом типе отношений, в которые вступает человек с ближним своим! Именно на это возражает мудрец Мишны, рабби Йоханан бен Дгаваи, и кратко разъясняет, что на самом деле все не так и не следует человеку отдаляться от меры, которой нет конца.
Разъясним эти слова более подробно, с помощью Б-га благословенного. На обманные слова злого начала о том, что отказ от злоязычия не продлится больше одного-двух дней, следует отвечать: Да хотя бы и так! Что же, из-за этого должен я оставить это? Все ведь знают, что если кто-нибудь, даже большой богач, а тем более бедняк, придет на берег моря и увидит, что волны вынесли на берег жемчуг и драгоценности, откажется ли он собрать их из-за того, что их хватит лишь на несколько часов сбора, самое большее на день? Такие расчеты годятся для вещей малоценных и совершенно не важных, но не для бесценных алмазов: ведь каждая секунда, потраченная на сбор этих алмазов, стоит ста дней, ушедших на что-нибудь другое! Совершенно то же самое и у нас. Всем известно, что говорит Гаон из Вильно, ссылаясь на Мидраш: всякий раз, когда человек сумел уберечься от злоязычия, он заслуживает такого скрытого света, какого не может представить себе ни ангел, ни человек. Смотрите: Мидраш не говорит «месяц», «неделя» или даже «день»! И в этом смысл выражения Писания: «Если будешь стремиться к ней, как к серебру…»: человек должен стремиться к вечной награде так же, как стремится к деньгам, и поступать так же, как нашедший сокровище. Это и имел в виду мудрец Мишны: «Не отдаляйся от меры, которой нет конца» — пусть человек считает своей заслугой и важным приобретением любое достижение. И все это остается в силе, даже если согласиться со словами злого начала о том, что твердое решение избежать злоязычия, принятое человеком, сохранится лишь на несколько дней.
Если же мы еще углубимся в вопрос, увидим, что и сама мысль, нашептываемая злым началом, лжива. Много раз доказано на практике, что если человек захочет работать над своими душевными качествами, будет ему это чем привычнее, тем легче. Пока привычка избегать злоязычия не выработалась, будет он увлекаться, говоря, по прежнему своему обыкновению, все, что взбредет на ум. Но со временем внимание к языку перестанет требовать таких усилий, так как, лишь начав произносить что-то неподобающее, он сразу почувствует это. Так что, проявив лишь малую толику осторожности, он избежит запрещенных разговоров — ведь привычка больше не будет вынуждать его к этому!
Шмират гa-Лашон, введение
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Мегилат Эстер
Рав Цви Вассерман
Казалось бы, Мордехай, царский судья, высокопоставленный вельможа, должен был бы сразу нажать на дворцовые рычаги...
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Мордехай Райхинштейн
В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Неужели Мордехай был человеком, который искал ссоры, интриг, готов был нарушить приказ царя?