Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Коментарии к недельной главе Льва Кацина

«Однажды пожилая американская еврейка поехала в Индию в поисках знаменитого гуру, — рассказывается в одной американской шутке. — После долгого путешествия она оказалась в Гималайских горах в толпе почитателей знаменитости. Сотни людей стояли в очереди для получения благословения гуру. Когда она подошла к нему, то умудрилась сказать нечто, что потрясло его, изменив всю его жизнь. Что же сказала пожилая еврейка прославленному гуру?

— Сынок, возвращайся домой!»

Я думал, что такое бывает только в анекдотах? Однако недавно я узнал об одной истории, которая получила широкую огласку в Израиле. Некоторое время назад один молодой израильтянин по имени Хаим оказался в Индии. В этом событии самом по себе нет ничего необычного. После службы в армии многие израильтяне уезжают путешествовать в Индию, Таиланд, Южную Америку и другие экзотические страны. Хаим ничего не знал о своем еврействе и в Индии он увлекся буддизмом. Однажды Хаим оказался на экзамене посвящения в тибетские монахи и предстал перед знаменитым Далай — ламой. Он великолепно отвечал на все вопросы Нобелевского лауреата, демонстрируя полную лояльность Будде.

Тогда Далай-лама задал ему неожиданный вопрос: «Вы еврей?» «Да, я приехал сюда из Израиля», — признался Хаим. «Тогда возвращайтесь домой! — воскликнул Далай-лама. — Вам не следует изменять традициям отцов. Вот вам адрес иешивы в Иерусалиме, поезжайте туда и изучайте древнюю мудрость вашего народа».

Хаим поехал в Иерусалим и преуспел в изучении Торы. Через некоторое время его нашел еврей, который предложил ему познакомиться с девушкой. Подобно Хаиму, эта девушка уехала в Индию и увлеклась там буддизмом, после чего вернулась в Израиль и стала изучать Тору. Они встретились и обручились. Тогда девушка открыла Хаиму еще один секрет. Она тоже предстала однажды перед Далай-ламой, который спросил, еврейка ли она. И получив утвердительный ответ, рекомендовал ей вернуться домой, изучать Тору и найти Хаима! Думаю, что их свадьба была праздником чуда возвращения домой, возвращения к своим корням, к самим себе, праздником, который непосредственно относится и к каждому из нас. Ведь о каждом сказано в Торе: «И возвратит Всевышний изгнанников… из всех народов, среди которых рассеял тебя Всевышний. Даже если один из твоих изгнанников будет на краю неба, то и оттуда соберет тебя Всевышний, и оттуда возьмет тебя, и приведет тебя Всевышний в землю, которой овладели твои отцы» (Дварим 28:3—5).

Каждый еврей рождается с чистой и святой душой праведника. Но когда его обижают, то и он учится обижать, когда ему делают больно, и он учится наносить боль другим. Он теряет врожденную мягкость для того, чтобы выжить в этом жестоком мире, а душа его покрывается жесткой скорлупой. Однако под этой скорлупой, как под панцирем, скрывается чистая и безгрешная душа, о существовании которой, возможно, забыл даже сам человек.

Именно потому в Рош-Хашана, слушая звуки шофара (напоминающие плач новорожденного и его мольбу о жизни), еврей прислушивается и к внутреннему голосу своей души, который призывает его к праведной жизни. Напоминающие плач звуки шофара называются ломаными, на иврите — «шварим». Они символизируют испытания и страдания человека, которые ломают скорлупу надменности и гордыни, покрывающую его душу. Слушая ломаные звуки шофара, человек и должен сломать скорлупу, под которой скрывается его душа. Этот процесс освобождения от скорлупы и проявления своего настоящего «Я» продолжается «десять дней возвращения». В Йом Кипур, подобно первосвященнику, входящему в Святая Святых Храма, еврей проникает в Святая Святых своей души, открывая в себе непорочную праведную душу. Не случайно по окончанию Йом Кипура дуют в шофар. Это напоминает о заповеди пятидесятого года йовеля (отсюда русское слово «юбилей»). «Протруби звуком шофара в седьмой месяц, в десятый день месяца, в Йом Кипур протрубите в шофар во всей вашей земле. Освятите пятидесятый год и объявите свободу на земле для всех ее жителей. Это будет год “возвращения домой”, и таковым это будет для вас; и вернетесь каждый к своему владению, и каждый вернется к своей семье» (Вайикра 25:9—10).

Каждый юбилейный пятидесятый год все долги прощались, и все рабы возвращались домой на свои, проданные ранее, земли. Точно так же и сегодня каждый еврей может праздновать раскрепощение души, вырвавшейся из-под сковывающего ее панциря. И сегодня каждый еврей может вернуться к своему народу, к своей Торе, к самому себе. Эта свобода возвращения домой и отмечается звуком шофара на исходе Йом Кипура. «Ле Шана хаБаа Иерушалаим!» — «На следующий год — в Иерусалиме!». В этот момент евреи в синагоге начинают петь, предвкушая возвращение домой.

Лишь теперь мы понимаем смысл праздника Суккот, когда еврей с радостью берет символизирующий чистое сердце этрог (цитрус) и заходит в шалаш, который и символизирует возвращение домой!


О порядке и законах проведения пасхального Седера Читать дальше

Седер

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.

Пасхальная Агада

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.

Смысл пасхального Седера

Рав Носон Шерман

Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.

Очистка дома перед праздником Песах и проведение Седера

Рав Пинхас Шайнберг

Настоящая брошюра составлена на основе записей, сделанных группой учеников гаона раввина Хаима-Пинхаса Шейнберга, руководителя иешивы Тора-Ор, и представляет собой сборник его ответов на вопросы слушательниц проводимых им лекций.

Наш рассказ в ночь Пасхального седера

Рав Бенцион Зильбер

Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?

В каждом поколении

Рав Реувен Пятигорский

В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.

Избранные пасхальные рецепты

Тиква Серветник

Песах, больше чем другие праздники, отражается на кухне. В этот праздник есть строгие ограничения в ассортименте продуктов. Ашкеназские евреи не употребляют в пищу «китниёт» — разновидность круп. При покупке продуктов, нужно обращать внимание как на кашрут на Песах, так и на их наличие в составе. Приятного аппетита.

Канун Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»