Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«О каждой вещи, которую собираешься сказать человеку, надо хорошо поразмыслить: можно говорить или нет? Не вызовет ли это ссоры? Будет ли понято?»Рав Ицхак Зильбер
Талмуд Иерусалимский и Вавилонский

В прошлый раз мы писали о Мишне, записи законов Устной Торы, собранных мудрецами, вошедшими в еврейскую историю под общим именем танаим. Окончательную редакцию Мишны осуществил последний тана, раби Йеуда Анаси. После него наступила эпоха амораим, интерпретаторов и исследователей Мишны, завершившаяся составлением двух Талмудов — Иерусалимского и Вавилонского. Первый из них создавался на основе изучения закона учеными, жившими в четырех городах Эрец Исраэль, входившей тогда в состав Римской империи, — Тверии, Лоде, Кейсарии и Ципори. Иерусалимским он назван в честь вечной еврейской столицы. Исследования ученых, живших в Бавеле (Вавилоне), представлены в Вавилонском Талмуде, окончательную редакцию которого выполнили рав Аши и Равина в самом конце 5 века.

Вавилонский Талмуд примерно в семь раз больше Иерусалимского (в последнем подчас приводятся не диспуты между учеными, а только результаты диспутов). Везде, где между обоими Талмудами возникает противоречие, закон устанавливается по Вавилонскому Талмуду. Его главным образом и учат в хедерах, школах системы талмуд-тора и ешивах.

За основу принято издание, осуществленное в типографии Бомберга в Венеции в 1520 году; его деление текста на страницы сохранено во всех последующих изданиях. Поэтому ссылка на Талмуд выглядит как указание на название трактата, лист и его страницу (первую или вторую). Из 63 трактатов Мишны в Вавилонском Талмуде представлены 37.

Внешне Талмуд выглядит как 20 огромных фолиантов. В них, кроме Мишны и Гемары (собственно талмудическое рассуждение на тему Мишны), включены комментарии, составленные учеными следующих поколений: Раши, Тосафот, Ран, Маарша, Рош и др.

Читайте также: обзор по теме Талмуд Онлайн


Биография Мордехая, сына Яира из колен Биньямина, мудреца и духовного лидера еврейского народа в эпоху Вавилонского изгнания, одного из главных героев пуримской истории Читать дальше

Традиции праздника Пурим

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Пурим: разрешение сомнений!

Рав Арье Кацин

Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.

Гробница Мордехая и Эстер

Рав Мордехай Райхинштейн

В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.

Пурим и свиток Эстер 3

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»

Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?