Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Как это не удивительно, несмотря на страшные беды, обрушившиеся на еврейский народ, многие семьи сохранили свои родословные. В частности, есть довольно большое количество семей, у которых есть генеалогические списки (мегилот юхасим), которые уходят в историю до царя Давида или до Аарона.

Генеалогия в Торе

Под термином генеалогия обыкновенно подразумевается перечень в последовательном порядке предков и их потомков. В древнейших частях Библии для обозначения понятия генеалогия употреблялось слово «толедот», תולדות (от ילד — родить). Позднее генеалогия стала обозначаться словом יחש . Наконец, в еврейском, как и в арамейском языке, стал применяться термин יחס , не только для выражения понятия генеалогия, но и для обозначения знатного происхождения вообще. В Библии приведены следующие генеалогические таблицы (в порядке канона):

1) Потомки Адама в числе десяти поколений (Быт., 4, 1-24 с историческими глоссами; 5, 1-32 с хронологическими данными);

2) Потомки Ноаха, делящиеся на семитов, хамитов и яфетидов (Быт., 10, 1-31, так называемая «Таблица народов»);

3) Семиты (потомки Шема) в числе 10 поколений (Быт., 11, 10-26) и родословная Авраама;

4) родословная Ривки (Ребекки) и боковой линии, происшедшей от ее отца Нахора и его наложницы — Реумы (Быт., 22,20-24);

5) Потомки Авраама — от жены Авраама Кетуры (Там же, 25, 1-4);

6) Потомки Авраама по линии Ишмаэля (Исмаила) (ibid., 25, 12-16; так называемые исмаэлиты);

7) Потомки Авраама от Ицхака и Эсава-Эдома (Быт., 36, 1-43);

8) родословная потомков Якова-Израиля — «семьдесят душ» (Быт., 35, 23-27; 46, 8-28);

9) родословная Моше (Моисея) (Исх., 6,14-25);

10) Потомки Аарона (Числа, 3, 2);

11) Левиты (Числа, 3, 17-35);

12) общая родословная колен (Там же, 26, 5-51);

13) родословный список левитских семейств (ibid., 57-61);

14) родословная самого Эзры (Эзр., 7, 1-6);

15) родословный (отчасти) список священников, левитов и израильтян, женившихся на чужеземках (Там же, 10, 18-44);

16) частичная генеалогия потомков Иуды и Биньямина (Нехемия, 11, 4 и сл.);

Генеалогия в Талмуде.

Эзра, как говорит Талмуд, придавал большое значение генеалогиям. Он не хотел покидать Вавилонию раньше, чем в точности не установит генеалогических отношений нового Израиля и не очистит его от всяких низких примесей, как хорошо просеянную первосортную муку (Вавилон. Талмуд, Кидушин, 69б). Свое собственное родословное дерево он также подверг тщательной проверке (Вавилон. Талмуд, Бава Батра, 15а). Книги Хроник, а также Эзры и Нехемии, действительно, рассматривались , как ספר היוחסים , как מגילות כתבי היחס («генеалогические свитки») (Вавилон. Талмуд, Бава Батра, 15а; Псахим, 62б). Тем не менее Талмуд признает факт, что изгнание и последующие бедствия едва ли могли способствовать сохранению чистоты расы и рода (см. спор между р. Иошуа и р. Гамлиэлем: Иерусалим. Талмуд, Кидушин, 1 V , 1).

Но для коэнов (священников) чистота происхождения была необходима. К их генеалогии относились поэтому очень добросовестно, и, если оказывалось нужным, эти генеалогии подвергались тщательной провеке. Их родословные записи были, по-видимому, вверены особому чиновнику, и в Талмуде упоминается учрежденная в Иерусалиме палата исследования г енеалогии священников и левитов (Вавилон. Талмуд, Кидушин, 76б). Свидетельство Иосифа Флавия подтверждает тот факт, что действительно велись родословные записи священников ( Josephus , Contra Ap ., I , 7; Vita , 1). Священник был обязан убедиться в чистоте происхождения девушки даже из священнического рода, на которой хотели жениться, и расследование должно было доходить до ее прапрабабки со стороны отца и матери; в случае, если он женился на дочери левита или израильтянина, исследование ее родословной должно было распространяться еще на одно поколение выше (Иерусалим. Талмуд, Кидушин, IV , 4). Допускались, однако, исключения, если репутация или общественная служба отца делали это достойным доверия (Иерусалим. Талмуд, Кидушин,, IV , 5).

Само деление Израиля на «дома» (роды) предполагает существование подлинных г енеалогий. Такие деления упоминаются в связи с доставкой дров (Иерусалим. Талмуд, Таанит, IV , 5: «дом Арака, Иудино колено», ср. Эзра, П, 5; Нехемия, 7, 10: «дом Давида, Иудино колено»; ср. Эзра, 8; иногда встречаются также «люди неизвестного происхождения»). Упоминается также о родословном дереве Гилеля (Иерусалим. Талмуд, Таанит, IV , 68а). Бен-Азай равным образом говорит о מגילת יוחסין («родословная запись»; Вавилон. Талмуд, Евамот, 49б).

Предполагают, что в царствование Ирода были уничтожены хранившиеся в Храме родословные записи. Гибель г енеалогий оплакивалась, как бедствие; Талмуд в особенности подчеркивает то, что с их гибелью сделалось затруднительным понимание книги Хроник (Вавилон. Талмуд, Псахим, 62б).

Агада говорит, что существовашим комментарием к книге 1 Хрон., 8, 37-9,44, можно было нагрузить 400 верблюдов ( ib ., 62б).

Было постановление, требующее осторожности в преподавании генеалогии и ограничивающее часы этого преподавания. Есть известное изречение, гласящее, что «мамзер» (незаконнорожденный), сведущий в законе, выше, чем первосвященник — невежда («коэн гадоль ам га-арец»). И в действительности, священническое настойчивое требование чистоты происхождения находило себе полный противовес в требовании знания Торы, которое, благодаря мудрецам, противостоящим саддукейству (представителям высокого происхождения), успело создать новую аристократию, аристократию духа, вместо старой (саддукейской) аристократии крови. В некоторых рассказах сохранились воспоминания о борьбе за признание того или другого признака превосходства; в этой борьбе участвовали как ученый, так и неученый, по крайней мере в первые века после разрушения Храма (Вавилон. Талмуд, Кидушин, 70а, 71аб).

Согласно Мидрашу Бамидбар Раба, XIII , колена Реувена, Шимена и Леви сохранили во время пребывания евреев в Египте свой «ихус» (генеалогию) для того, чтобы быть в состоянии доказать чистоту и законность своего происхождения. Евреи, как и другие народы, придавали большое значение «ихусу» (Вавилон. Талмуд, Евамот, 62а; Иерусалим. Талмуд, Евамот, П, 4а). Браки признавались недействительными, если открывался какой-нибудь обман относительно «ихуса», хотя бы действительное положение было выше того, которое предполагалось (Вавилон. Талмуд, Кидушин, 49а).

Отвращение к ссорам и, вследствие этого, готовность смолчать и не отвечать на брань, дает право предположить благородное происхождение человека (Вавилон. Талмуд, Кидушин, 71б). В Берешит Раба, LXXXII говорится о שלשלת יוחסין («цепь генеалогии», то есть родословное дерево), и понятие יוחסין перешло в еврейскую литературу для обозначения исторических летописей.

Генеалогия и современное еврейство.

Как это не удивительно, несмотря на страшные беды, обрушившиеся на еврейский народ, многие семьи сохранили свои родословные. В частности, есть довольно большое количество семей, у которых есть генеалогические списки (мегилот юхасим), которые уходят в историю до царя Давида или до Аарона.

Как известно, существует очень обширная литература на тему еврейской генеалогии, а также огромные порталы и сайты в Интернете, посвященные этой теме.


О порядке и законах проведения пасхального Седера Читать дальше

Седер

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.

Пасхальная Агада

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.

Смысл пасхального Седера

Рав Носон Шерман

Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.

Очистка дома перед праздником Песах и проведение Седера

Рав Пинхас Шайнберг

Настоящая брошюра составлена на основе записей, сделанных группой учеников гаона раввина Хаима-Пинхаса Шейнберга, руководителя иешивы Тора-Ор, и представляет собой сборник его ответов на вопросы слушательниц проводимых им лекций.

Наш рассказ в ночь Пасхального седера

Рав Бенцион Зильбер

Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?

В каждом поколении

Рав Реувен Пятигорский

В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.

Избранные пасхальные рецепты

Тиква Серветник

Песах, больше чем другие праздники, отражается на кухне. В этот праздник есть строгие ограничения в ассортименте продуктов. Ашкеназские евреи не употребляют в пищу «китниёт» — разновидность круп. При покупке продуктов, нужно обращать внимание как на кашрут на Песах, так и на их наличие в составе. Приятного аппетита.

Канун Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»