Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Письмо на сайт toldot.ru

О раве Ицхаке Зильбере , светлой памяти, я узнала из книги Кармелы Райс, и тут же для себя решила, что я срочно должна познакомиться с этим человеком – легендой.

Посоветовавшись с одной из своих подруг и связавшись с секретарем и помощником рава, который назначил мне встречу на пятницу – я поехала, хотя эта же самая подруга меня отговаривала, что дескать, не реально : перед шаббатом, да вдруг опоздаешь на последний автобус и т.д. Но я ни о чем не хотела думать и слушать и тогда поняв, что меня ничем не переубедишь, она стала давать мне наставления, такие как : записать все по пунктам на листочке и говорить быстро, четко и ясно, т.к. у рава нет много времени, тем более он недавно из больницы, а народу наверное у него будет много…

Пересев на «тахане мерказит» на нужный автобус, я попросила водителя, чтобы он подсказал мне когда будет моя остановка, но как это часто случается, он позабыл о моей просьбе и я доехала до конечной. Но ведь в нашей жизни не бывает случайностей. Так и здесь, чтобы мне не пришлось долго ждать, т.к. рав в синагоге, Ашем предложил мне пройтись по Иерусалиму. С Его Б-ей помощью и с помощью прохожих я нашла нужный мне дом, но как я уже говорила, рав Зильбер молился «Шахарит».

Тут звонит подруга и советует позвонить еще раз секретарю и объяснить, что ты из Бней Брака и т.д. и т.п., а то рав Зильбер , светлой памяти, придет не один, и все они конечно же зайдут с ним и тогда ты уже точно не успеешь на автобус. Я так и сделала, но только я стала объяснять ситуацию, вдруг вижу откуда – то появился человек в талите и идет прямо по коридору по направлению ко мне. И у меня как – будто вспыхнула мысль, что вот так же наверное Машиах придет. Я оборвала себя на полуслове и говорю по пелефону, что «вот идет какой то мужчина в талите, может это рав Зильбер». Рав Зильбер , светлой памяти, видимо услышал последнюю мою фразу и спрашивает: «Вы ко мне? – если Вы рав Зильбер, то к вам» - отвечаю я. «Пойдемте,» - говорит рав Зильбер, и мы стали подниматься по лестнице.

Дома он предложил мне присесть, а сам зашел в другую комнату переодеться и вышел уже оттуда совершенно другим – земным человеком. Я, следуя наставлениям подруги, стала быстро тараторить: кто я, зачем и почему приехала к нему, в общем все по пунктикам, которые себе наметила.

«Рак рэга», - остановил меня рав Зильбер, «куда Вы так торопитесь?» «Как?» - удивилась я, «Ведь у вас мало времени…», «Да, это так, и тем не менее давайте поговорим спокойно. И мы с ним беседовали, я даже затрудняюсь сказать сколько: о моих детях и о его (он вспоминал какими они были маленькими, как власти лишили его родительских прав и многое другое), потом поговорили о моих проблемах, которые привели меня к нему и о его книгах, последнюю «Чтобы ты остался евреем» он предложил мне купить. Тут зашел следующий посетитель, он быстро записал мой телефон и адрес моей покойной сестры, т.к. предложил помочь в перенесении ее тела на святую землю, потому что она похоронена на русском кладбище, и я заметила какой у него красивый, аккуратный почерк, видимо сохранился со времен учительствования. (До сих пор жалею, что не попросила его автограф на книгу.)

В моих воспоминаниях он остался живым, энергичным человеком, хотя я знала что не задолго до моей встречи с ним он лежал в больнице. Кстати, у него дома произошел небольшой «нэс»: при покупке книги рав дал мне сдачи 50 шек., я положила их в кошелек, а когда быстро стала собираться, при появлении этого посетителя, схватив в охапку куртку и книгу, я наклонилась за сумкой (она стояла возле стула) – смотрю, возле моих ног лежат 50 шекелей, и я решила, что это я в спешке положила их мимо кошелька, т.к. пока я сидела в ожидании рава, никаких денег там не наблюдалось. В общем, поднимаю я эти 50 шекелей, рав Зильбер провожает меня до площадки и я вспоминаю, что ведь забыла для подруги попросить «браху» и передаю ее просьбу раву Зильберу. Он спрашивает как ее зовут, что у нее за проблемы и дает для нее «браху». Я благодарю и спускаюсь вниз по ступенькам, а рав Зильбер все еще стоит на площадке, провожая меня.

И тут меня «осеняет», что же это я для себя не попросила «браху», я поднимаю кверху голову и уже снизу говорю ему: « А для меня «браху»?» «А вы ее уже получили когда покупали мою книгу» - отвечает рав Зильбер. Я еще раз сердечно попрощалась с ним (не думала тогда, что навсегда), и стала складывать свои вещи: в сумку – книгу, деньги в кошелек… открываю его, а там лежат 50 шек. Ничего не понимаю, я точно помню какие деньги у меня были и купюра в 50 шекелей должна быть одна, та, что осталась от 100 шекелей за книгу. Я рванулась наверх, а потом как бы приостановилась, думаю, может это и есть «браха» от рава, ну нет: деньги – есть деньги, я постучалась в квартиру рава и говорю: «Я извиняюсь, но это Ваши деньги», «Нет, - говорит рав Зильбер, - это же я Вам дал сдачи», я открываю кошелек и показываю, что вот они мои 50 шек. Еще раз прощаюсь и ухожу. Кстати, после этого случая я несколько раз находила деньги. (Один Раз – 100 шек. Были завернуты в «хешбон» какого то магазина, на котором внизу было написано: «тода у-лехитраот» и этот свернутый комочек ветер принес прямо к моим ногам). Это наверное на меня действует «браха» цадика.

Вот так состоялась моя единственная и неповторимая встреча с равом Ицхаком Зильбером, светлой памяти. До сих пор скорблю, и конечно же не одна я, но и все евреи, как светские так и религиозные, которые хоть каким то образом соприкоснулись с этим удивительным человеком с нелегкой судьбой.

Еще раз приношу свои соболезнования родным и близким покойного рава Зильбера и благодарю за эту прекрасную идею – написания книги воспоминаний.


О порядке и законах проведения пасхального Седера Читать дальше

Седер

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.

Пасхальная Агада

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.

Смысл пасхального Седера

Рав Носон Шерман

Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.

Очистка дома перед праздником Песах и проведение Седера

Рав Пинхас Шайнберг

Настоящая брошюра составлена на основе записей, сделанных группой учеников гаона раввина Хаима-Пинхаса Шейнберга, руководителя иешивы Тора-Ор, и представляет собой сборник его ответов на вопросы слушательниц проводимых им лекций.

Наш рассказ в ночь Пасхального седера

Рав Бенцион Зильбер

Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?

В каждом поколении

Рав Реувен Пятигорский

В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.

Избранные пасхальные рецепты

Тиква Серветник

Песах, больше чем другие праздники, отражается на кухне. В этот праздник есть строгие ограничения в ассортименте продуктов. Ашкеназские евреи не употребляют в пищу «китниёт» — разновидность круп. При покупке продуктов, нужно обращать внимание как на кашрут на Песах, так и на их наличие в составе. Приятного аппетита.

Канун Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»