Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Коментарии к недельной главе Льва Кацина

Каждый, кто впервые приходил в иешиву «Двар Иерушалаим» к раву Ицхаку Зильберу удивлялся: почему уважаемый раввин допускает «этих учеников» к себе на урок? Конечно же, на его уроках можно было найти много людей духовных, но были и такие, которых не принял бы никто другой. Рав Ицхак относился с огромным уважением и любовью ко всем своим ученикам: способным и не очень, заинтересованным в учебе и безразличным. При этом каждый ученик считал рава Ицхака не только своим учителем, но и духовным отцом, искренне веря, что является самым любимым его сыном. Даже когда ученик оставлял иешиву, рав продолжал по-отцовски заботиться о нем.

 

Один из учеников рава ушел из иешивы и устроился на работу, но рав Ицхак знал, что тот не сможет вовремя утром встать. И каждое утро рав Зильбер садился в автобус и ехал на другой конец Иерусалима, чтобы его ученик не потерял работу.

Люди часто просили рава Ицхака стать гарантом их ссуды, и он никогда не отказывал. Многие считали рава Ицхака наивным, мол, он не видит недостатков в других. В действительности же он был великим педагогом, который умел закрывать глаза на недостатки и раскрывать скрытые достоинства даже в самых трудных учениках.

Шли годы, сложные ученики, впитав уважение и любовь учителя, раскрывались, превращаясь в достойных людей, с гордостью повторявших: «Я ученик рава Ицхака!»…

«В тот момент, когда ты принимаешь ученика, он становится частью твоей семьи, — наставлял меня глава иешивы Филадельфии рав Элья Швей в момент открытия еврейской школы “Синай Академи”. — Даже если он становится “угрозой” для других учеников, и ты вынужден исключить его из школы, не “выбрасывай” ученика на улицу, а постарайся перевести его в другую иешиву». На протяжении последних двух десятилетий моей обязанностью стало не только принимать в школу, но, к сожалению, иногда и исключать учеников. Не будет преувеличением сказать, что за эти годы я научился проявлять больше терпения, видя, как это оправдывает себя. И зачастую самые сложные ученики исправлялись и становились самыми лучшими. С другой стороны, я наблюдал и то, насколько разрушительным может оказаться для ребенка исключение из еврейской школы…

… Когда Хофец Хаим холодно поприветствовал одного меламеда, тот удивился. Тогда Хофец Хаим спросил: «Не ты ли выгнал из своего хедера Лейбу Бронштейна, который стал… Львом Троцким?»…

И все же, иногда исключение из школы становится болезненной, но необходимой мерой, призванной предотвратить отрицательное влияние на других учеников. В этой связи часто приводят рассказ о том, как добрый Авраам выгнал из дому Ишмаэля из-за того, что тот угрожал Ицхаку. Отсюда правило: «Можно терпеть трудного ребенка все то время, что он не “разрушает” других». Мы не можем быть бесконечно терпеливы к тем, кто угрожает другим. Нельзя допускать, чтобы наше милосердие к одним оборачивалось жестокостью к другим.

Однако помня историю Авраама и Ишмаэля, не следует также забывать историю Ицхака, который не выгнал из своего дома Эйсава, а продолжал любить его, стремился благословить, надеясь на его исправление.

Эти две истории не противоречат, а лишь дополняют друг друга. Авраам видел, что взрослый уже Ишмаэль действительно угрожает младшему брату, Ицхаку, в то время как Ицхак считал, что находящийся «в поле» Эйсав не представляет угрозы для «сидящего в шатре» и изучающего Тору близнеца Яакова. Вывод в том, что в каждом конкретном случае необходимо анализировать ситуацию и принимать решение. И все же, что важнее замечать, недостатки или достоинства?

На мой взгляд, главная задача директора школы — быть защитником учеников, помогать учителям открывать в своих воспитанниках достоинства и таланты… Ведь в конце концов Авраам вступил в спор со Всевышним, защищая город негодяев Содом, а Моисей просил прощения за евреев после греха золотого тельца. Быть защитником народа, а не прокурором, является необходимым качеством лидера, писал рав Авраам Пам, комментируя нашу недельную главу.

«Судей… поставь себе во всех вратах твоих… чтобы судили народ судом праведным» (Дварим, 16:18).

Что означают слова «праведный суд»? Слово «цедек» происходит от милостыни, милосердия — «цдака». Судьей мог стать тот, кто обладал милосердием и умел находить достоинства в людях! — объясняют мудрецы (Мидраш Танхума).

Конечно, судья должен был быть знатоком Торы, понимать семьдесят языков, чтобы на суде обходиться без переводчика, быть праведником, который ни при каких обстоятельствах не возьмет взятки. Но почему судьей не мог быть тот, кто не имел детей? Лишь воспитывавший непослушных подростков отец мог научиться терпению и стать не только справедливым, но и милосердным судьей!..

Спустя два столетия после того как еврейский народ вошел в Израиль под предводительством Иегошуа бен Нуна, евреи начали грешить, и «Всевышний отдал их в руки мидьян…» (Судьи, 6:1). Когда под гнетом врагов народ воззвал к Небесам, то посланник Всевышнего предстал перед Гидеоном: «Всевышний с тобой, герой! И сказал Гидеон: “Если Всевышний с нами, то почему нас постигло все это? Где Его чудеса, о которых нам рассказывали наши отцы, говоря, что Всевышний вывел нас из Египта? А теперь нас покинул Всевышний и отдал в руки мидьян!” И обратился к нему Всевышний и сказал: Иди с этой силой твоей, и ты спасешь Израиль!» (Судьи, 6:14).

Всевышний мог разгневаться на претензии Гидеона, но, вместо этого, назначил его главой войска: «Иди с этой силой твоей, и ты спасешь Израиль!» О какой силе идет речь? О силе духа Гидеона, благодаря которой он встал на защиту своего народа! «Если Ты вывел наших отцов из Египта, потому что они были праведниками, то за их заслуги спаси и нас сегодня! — объясняет Раши слова Гидеона. — Если же Ты вывел наших отцов из Египта, несмотря на то, что они были грешниками, то спаси и нас, грешников, сегодня!» Настоящая сила лидера заключается в великом искусстве видеть достоинства людей и заступаться за них!


О порядке и законах проведения пасхального Седера Читать дальше

Седер

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.

Пасхальная Агада

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.

Смысл пасхального Седера

Рав Носон Шерман

Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.

Очистка дома перед праздником Песах и проведение Седера

Рав Пинхас Шайнберг

Настоящая брошюра составлена на основе записей, сделанных группой учеников гаона раввина Хаима-Пинхаса Шейнберга, руководителя иешивы Тора-Ор, и представляет собой сборник его ответов на вопросы слушательниц проводимых им лекций.

Наш рассказ в ночь Пасхального седера

Рав Бенцион Зильбер

Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?

В каждом поколении

Рав Реувен Пятигорский

В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.

Избранные пасхальные рецепты

Тиква Серветник

Песах, больше чем другие праздники, отражается на кухне. В этот праздник есть строгие ограничения в ассортименте продуктов. Ашкеназские евреи не употребляют в пищу «китниёт» — разновидность круп. При покупке продуктов, нужно обращать внимание как на кашрут на Песах, так и на их наличие в составе. Приятного аппетита.

Канун Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»