Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Духовное состояние всего общества

Четвертая недельная глава книги Дварим. В ней 126 стихов и 54 заповеди:17 повелительных и 37 запретительных.

Начинается она так: «Смотри (сказал Моше), даю вам ныне благословение и проклятие». И дальше: благословение — если послушаете заповеди, проклятие — если не послушаете. Первый вопрос: почему сказано реэ, «смотри», а не реу, «смотрите»? Ведь ниже идет «даю вам», а не «даю тебе»? Ответил раби Элияу (Виленский Гаон, 1720-1797): Моше обращается к каждому еврею, чтобы никто не решил: куда большинство — туда и я за ним. На каждом из нас, прежде чем присоединиться к большинству, лежит ответственность проверять, достойным ли путем оно идет. Каждый сам отвечает за свою жизнь, даже если прожил ее «как все».

Еще одно объяснение дает известный комментатор раби Авраам Ибн Эзра: чтобы каждый знал, что от его усилий улучшить свои качества зависит духовное состояние всего общества. Но что значит улучшить свои качества? Автор книги «Хатам Софер» связывает это с тем, что приведено в Талмуде (трактат Кидушин): «Каждый должен смотреть на себя, будто он наполовину праведник и наполовину грешник. Совершил благое дело ­ счастлив, ибо себя и весь мир привел к оправданию; согрешил — горе ему и всему миру, ибо привел всех к осуждению». Об этом и говорит наш стих: смотри! Любым своим поступком ты или оправдываешь все живущее, или приводишь его к осуждению. От тебя зависит судьба мира.

Еще один вопрос: почему в нашем стихе используется настоящее время — «даю вам ныне»? Разве Тора не получена на горе Синай? Снова отвечает Виленский Гаон: здесь говорится о том, что каждый день человек стоит перед выбором, что предпочесть — хорошее или плохое. Моральная дилемма стоит перед ним постоянно и сопряжена с внутренней борьбой. Как сказал великий учитель эпохи Мишны, Илель Азакен: «Не полагайся на себя до дня смерти» (Авот 2). Не считай, что ты гарантирован от ошибок. Бдительно смотри, что побуждает тебя к действиям, и тогда будешь спасен от плохих дел. Таков смысл слов Моше: сам выбирай, что тебе взять — благословение или проклятие…

Краткое содержание недельной главы. 1) Указание о благословениях и проклятиях, которые надо будет прочесть на горах Гризим и Эйваль (Дварим 11:26—32). 2) «Вот законы и положения, которые вам надо беречь и соблюдать»: уничтожить святые места идолопоклонников, приносить жертвы только в установленном месте (которое Всевышний выберет), запрет употреблять в пищу кровь, запрет поступать по обычаям туземцев этой земли (12:1—31). 3) Указание о ложных пророках и о городах, жители которых станут заниматься идолопоклонством (13:1—19). 4) Повторение законов кашрута, приведенных в книге Ваикра (14:1—21). 5) Законы «второй десятины» (14:22—29). 6) Законы «седьмого года» (15:1—6). 7) Заповеди помогать бедным (15:7—11). 8) Законы о еврейских рабах (15:12—18). 8) Посвящение Всевышнему первенцев от скота (15:19—23). 9) Три праздника: Песах, Шавуот и Сукот (16:1—17).

Вы заметили? В Пятикнижии не сказано о Иерусалиме. Написано (12:5): «К месту, которое выберет Всевышний… обращайтесь и приходите». Но разве пророк Моше не знал, что Храм будет стоять в Иерусалиме? Ответ находим в книге Рамбама «Море Невухим»: «Без сомнения, Моше знал о горе Мория, где Авраам выдержал Десятое испытание. Но сказано “к месту, которое выберет Всевышний”, — потому что в будущем предстоял раздел Страны между двенадцатью коленами, и нельзя было допустить, чтобы все колена претендовали на это место». (В конце концов он достался колену Биньямина.) А теперь одна история, в которой приводится стих из нашей недельной главы. Вы знаете, что христиане часто заставляли руководителей еврейских общин проводить с ними диспуты. Так было в Испании 13 века. Так было в Праге 18 века. Однажды на таком диспуте к знаменитому ученому раби Йеонатану Айбешицу из Праги обратился один епископ: «Вы утверждаете, что все, что положено знать еврею, содержится в Торе, ибо сказано в Талмуде — нет вещи, на которую Тора не дает намека; по-арамейски это звучит так: лека миде де-ло ремизе бе-орайта. (Как видим, ученый был человек; наверное, из выкрестов.) Тогда покажи мне стих, который запрещает евреям верить в Ешу!» (Ешу ­еврейское имя основателя христианства.)

Раби Айбешиц моментально привел стих (13:7—9): «Если будет уговаривать тебя твой брат, сын твоей матери… тайно говоря: пойдем служить другим божкам… то не соглашайся с ним и не слушай его». Почему сказано «твой брат, сын твоей матери»? Потому что, если придет некто из твоих братьев и скажет, что он сын матери, но у него нет отца (!), а потом начнет склонять тебя к идолопоклонству — не верь ему! Намек предельно прозрачен…

В Торе действительно сказано обо всем.


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Мецора

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Следить за своим языком. Тазриа

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

«Мецора» («Прокаженный»). Сила речи

Рав Бенцион Зильбер

В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.