Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Б-жественная логика, положенная в основу Синайского закона, как правило, неочевидна. Тем не менее, эти заповеди обязательны к исполнению, поскольку они были даны Б-гом.

Происхождение Синайского закона известно по определению. Не всегда, однако, ясно, для чего предназначались эти законы, поскольку положенная в основу заповедей Б-жественная логика, как правило, неочевидна. Тем не менее, эти заповеди обязательны к исполнению, поскольку они были даны Б-гом.

 

В этом смысле особое место занимают таканот и гзерот, два вида раввинских законов. Дата их появления не всегда известна, и не вполне ясно, почему мы обязаны их выполнять. С другой стороны, их назначение обычно легко установить. В этой главе мы узнаем, когда и почему были введены основные таканот и гзерот, а также в чем суть нашей обязанности выполнять эти постановления.

 

 

 

 

Законы, введенные до периода составления Мишны

 

 

 

Из Талмуда мы знаем, кому принадлежит авторство отдельных гзерот и таканот. Их история прослежена вглубь веков, до Моше-рабейну, которого считают автором "многих гзерот и таканот" [1] . Кроме того, авторами ряда важных постановлений были Йеошуа бин Нун [2] , царь Давид [3] , царь Шломо [4] , Эзра [5] и мужи Великого Собрания, которые ввели, в частности, празднование Пурима [6] . В число ранних законодателей входят также первосвященник Йоханан [7] , Йосе бен Йоэзер [8] и его коллега Йосе бен Йоханан и бейт-дин хасмонеев, благодаря которым мы получили праздник огней – Хануку [9] . Все их гзерот и таканот предшествовали эпохе Мишны, которая началась с Гилеля и Шамая. На самом деле, как утверждает Алеви [10] , все важнейшие таканот и гзерот были введены еще до эпохи Гилеля и Шамая. Аргументируя свою гипотезу, Алеви ссылается, в основном, на тот факт, что главные раввинские постановления не приписываются каким-то конкретным лицам; они анонимны и не подлежат обсуждению.

 

 

Анонимные постановления в эпоху Санхедрина

 

 

 

Как уже отмечалось [11] , если законы послесинайского происхождения дошли до нас без указания автора, то, по большей части, они относятся к эпохе Санхедрина. Лишь после того как Санхедрин перестал существовать и не было другого форума для решения споров и разногласий, начались алахические споры, и в результате конкретные законы стали связывать с именами отдельных мудрецов и школ. Поэтому Алеви [12] считает, что многие таканот и гзерот, авторство которых неизвестно или является предметом споров, относятся, скорее всего, к эпохе Санхедрина. И поскольку большинство крупных раввинских постановлений, за очень редким исключением, приведены без имени автора и без спорных мнений, логично предположить, что ко времени роспуска Санхедрина, т.е. к началу эпохи Мишны, большинство важнейших гзерот и таканот уже действовали.

 

Возьмем для примера комплекс раввинских постановлений, касающихся соблюдения шабата. Рассмотрев их, мы убедимся, что "все гзерот, которые были разработаны мудрецами с целью ограничения работы в шабат, анонимны" [13] . Можно составить очень внушительный список таких гзерот. Они включают в себя запрет ставить еду на плиту, чтобы избежать соблазна регулировать силу огня [14] ; запрет укутывать еду материалом, который вырабатывает тепло [15] ; запрет женщине выходить на улицу с определенными украшениями, поскольку она может снять их, чтобы показать подруге, и понести в руках [16] ; запрет поручать нееврею выполнение работы для еврея [17] ; запрет судопроизводства, завершения церемонии бракосочетания и выдачи займа, т.к. эти занятия требуют ведения записей [18] . Кроме того, в число этих гзерот входит запрет плавать, чтобы не возникла нужда в ремонте плавательного средства; запрет проверять денежные счета, чтобы не возник соблазн писать [19] и т.д.

 

 

Постановления, обсуждаемые ранними танаями

 

 

 

О том, что многие субботние гзерот относятся к доталмудическому периоду, свидетельствует не только отсутствие авторских ссылок, но и еще один фактор [20] . Во многих мишнайот приводятся диспуты ранних танаев, касающиеся деталей применения таких гзерот. Эти ранние танаи спорят о границах действия гзерот, в каких случаях они применяются и при каких обстоятельствах их можно считать неприменимыми. Но даже эти первые танаи ни разу не ставят под сомнение само существование гзерот. Поэтому можно наверняка утверждать, что сами гзерот существовали задолго до эпохи Мишны. Иначе как могли бы ранние танаи вести споры об их деталях.

 

Иллюстрацией к сказанному может служить древнейший записанный в Мишне диспут, о котором мы уже упоминали [21] . Этот диспут касается гзеры мукце [22] , запрета трогать животных и другие предметы, не подходящих для применения в шабат и йом тов. В Мишне сообщается, как мудрецы, жившие задолго до эпохи Талмуда, спорили о том, распространяется ли данный запрет даже на тот случай, когда животным приходилось манипулировать для выполнения ритуала, предписанного Торой в рамках храмовых жертвоприношений. Поэтому мудрецы еще за несколько поколений до танаев знали принцип мукце и спорили только о деталях применения этого закона.

 

Точно так же в Мишне [23] описан диспут между школой Гилеля и школой Шамая, относящийся к началу мишнаитской эпохи. Речь идет о блюдах, которые можно ставить на плиту в шабат. Эта мишна также доказывает, что школа Гилеля и школа Шамая были хорошо осведомлены о гзере, запрещающей ставить еду на плиту в шабат, и их спор касался только рамок применения этой гзеры.

 

И, наконец, в качестве еще одного примера можно привести главу Бамэ мадликин [24] , включенную некоторыми общинами в текст вечерней субботней молитвы. Упоминаемые в этой главе мудрецы обсуждают разные виды масел, разрешенные и неразрешенные для зажигания субботних огней. Здесь мы снова видим, что сам принцип таканы, предписывающий зажигать субботние огни, прочно укоренился и не подлежал никаким дебатам еще до эпохи тех танаев. Сомнения и споры возникали только в отношении деталей: какие масла надо использовать для выполнения этой заповеди.

 

 

Постановления мудрецов в эпоху Мишны

 

 

 

Все, что было сказано о гзерот и таканот, касается и законов, разработанных мудрецами. Эти законы появляются обычно без указания автора, поэтому есть основания утверждать, что в большинстве своем они были сформулированы еще до начала эпохи Талмуда. Правда, есть среди них и важные исключения; в Талмуде упоминаются, в частности, гзерот и таканот, введенные отдельными танаями и их школами. Например, Талмуд сообщает о гзерот, помеченных именами Гилеля, Шамая и их последователей. Школа Гилеля и школа Шамая [25] ввели, как утверждают, тридцать шесть гзерот, причем восемнадцать из них были утверждены обеими школами, а в остальных гзерот преобладает мнение Шамая и его школы. Йеошуа бен Гамла "оставил по себе добрую память" потому, что он ввел такану, обязывающую евреев поддерживать сеть начального образования во всех городах [26] , а раби Йоханан бен Закай, который возглавил народ при трагических обстоятельствах разрушения Второго Храма, упоминается за свои таканот и гзерот, посвященные. главным образом, "памяти о Храме" [27] . В хронику раввинских постановлений входят также решения раби Элазара бен Азарьи [28] , раби Гамлиеля из Явне [29] , мудрецов Уши [30] и множества других авторитетов, перечислить которых не представляется возможным. Однако, как уже отмечалось, все эти таканот касались лишь деталей; сама база раввинского законодательства была заложена на много столетий раньше, задолго до эпох Мишны и Талмуда.

 

 

 


[1] Шабат 30а. Моше приписывают также введение семи дней свадебных торжеств и семи дней скорби по умершему (Иерусалимский Талмуд, Ктубот 1:1), первой части в Послетрапезном благословении (Брахот 48б) и обязанность распространять и изучать законы праздника в его дни (Мегила 32а);

[2] Йеошуа приписывают десять таканот, относящихся к Стране Израиля, и в их числе следующие: можно пасти мелкий скот в большом частном владении; водными источниками, впервые появившимися на частной земле, могут пользоваться все окрестные жители; каждый человек имеет право ловить рыбу в озере Кинерет, и наконец, тропами, которые проходят через частные земли, могут пользоваться все люди до второго дождя (Эрувин 17а). Согласно традиции, Йеошуа ввел также вторую часть Послетрапезного благословения (Брахот 48а) и подтвердил гзеру, запрещающую вступать в браки с нетиним (Йевамот 79а);

[3] Царь Давид провозгласил гзеру, запрещающую ихуд (уединение) с незамужней женщиной (Авода зара 36б); ему же приписывается третья часть Послетрапезного благословения;

[4] О царе Шломо говорят, что он учредил эрув, который позволяет носить предметы в шабат и праздники из частных владений в общий двор; хотя несколько ранее он же ввел гзеру, запрещавшую эти действия. Ему же приписывают гзеру, которая объявляет руки человека недостаточно чистыми, чтобы касаться священных предметов (Шабат 14б);

[5] Гзера Эзры лишала левитов права на десятину (Йевамот 86б). Согласно одной из его таканот, суды должны были заседать по понедельникам и четвергам (Бава кама 82а). Другая такана ввела публичное чтение Торы в субботнюю минху;

 

 

[6] Мужи Великого Собрания установили также молитву Амида;

[7] Первосвященник Йоханан постановил, что при покупке сельскохозяйственных продуктов у ам аарец (простонародья) следует считать, что от этих продуктов не была отделена десятина. Согласно другому его решению, в Иерусалиме нельзя стучать молотком в холь амоэд (Сота 48а);

[8] Йосе бен Йоэзер из Цереды и Йосе бен Йоханан из Иерусалима объявили нечистыми все языческие страны и все сосуды из стекла, к которым может пристать нечистота (Шабат 14б);

[9] Они ввели также гзеру, запрещающую изучать греческую мудрость и разводить свиней (Сота 49б);

[10] См. выше. Часть I , том III , стр.223, и см. также стр.311 и далее;

[11] См. главу I , раздел III ;

[12] Такое же мнение высказал З.Х.Хайес, *) Маво аталмуд, стр.58;

[13] З.Х.Хайес, вышеупомянутая работа;

[14] *) Шабат 3:1;

[15] там же, 4:1;

[16] там же, 6:1 и 59б;

[17] там же, 110а;

[18] Бейца 5:2;

[19] Шабат 150а;

[20] См. *) Алеви, вышеупомянутая работа, том I , 3, стр.220 и далее, стр.311 и далее;

[21] См. выше: глава I , раздел III , примечание 2;

[22] См. выше: глава II , раздел III , примечание 21;

[23] Шабат 3:1;

[24] Шабат 2:1, и смотри Раавад, Сефер акабала. Здесь целесообразно следующее замечание: даже когда автор таканы назван по имени, она может восходить к гораздо более древней традиции, которую упомянутый мудрец лишь заново подтвердил. См. Корман, Маво леТора шебиктав вэшебеальпэ (Тель-Авив, 1966), стр.47 и далее;

[25] Шабат 15а;

[26] Бава батра 21а;

[27] Он запретил, в частности, строить и красить дома, как царские дворцы, и повелел оставлять в каждом доме, на стене возле входной двери неоштукатуренный и неокрашенный квадрат. Он ввел также символы скорби в женской косметике, в платье невесты и в подготовке стола к трапезе (Бава батра 60б). Одна из таканот раби Йоханана повелевала трубить в шофар, когда Рош ашана выпадает на шабат, там, где есть бейт-дин; другая такана предписывает возносить лулав семь дней праздника Суккот (Рош ашана 31б);

[28] В день, когда раби Элазара бен Азарию назначили наси, было решено, что руки становятся нечистым после касания свитков Коэлет и Шир аширим. В результате эти свитки получили тот же статус, что и другие части ТАНАХа;

[29] Раби Гамлиэль из Явне объявил некашерной шхиту самаритянина и ввел дополнительное благословение в молитву Амида (Недарим 28б);

[30] Так они названы по имени места, где проходили собрания мудрецов в середине второго века (Ктубот 49б). Они постановили, в частности, что нельзя давать на благотворительные нужды больше одной пятой части своего дохода. Кроме того, они ввели ряд законов, относящихся к семейному праву, например, что родители обязаны содержать своих маленьких детей и что сын должен материально обеспечивать своего отца, если последний передал ему все свое имущество.


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Мецора

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Следить за своим языком. Тазриа

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

«Мецора» («Прокаженный»). Сила речи

Рав Бенцион Зильбер

В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.