Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Классификация законов Устной Торы. Рассмотрение законов двух видов.

 

 

Как уже говорилось в предыдущей главе, Рамбам делит законы Устной Торы на синайские и послесинайские. Последние, в свою очередь, подразделяются на три группы: 1) законы, основанные на драше и логике; 2) гзерот; 3) таканот [1] . В этой главе будут рассмотрены только законы, основанные на драше и логике.

Вначале мы приведем ряд примеров "логических" законов. Затем определим понятие драш и дадим примеры законов, основанных на драше. Эти законы отличаются от законов, опирающихся на традицию, где драш несет лишь мнемоническую функцию, т.е. используется как средство запоминания. И наконец, мы обсудим, насколько важно соблюдать законы, опирающиеся на драш и логику, и объясним, чем эти законы отличаются от гзерот и таканот.

 

Логика в законах, разработка которых находится в ведении мудрецов

 

 

Тора специально передала некоторые вопросы в ведение мудрецов, чтобы они решали их с помощью логики: например, какую "работу" следует запретить в холь амоэд [2] и какие физические отклонения в животном делают его трефным [3] . t Эти и другие подобные вопросы доверено решать мудрецам. В таких случаях [4] синайский закон давал лишь общий принцип: что определенные виды работ надо запрещать в холь амоэд, что некоторые аномалии делают животное трефным; мудрецам же предлагалось выработать детали. Логика в решениях мудрецов

 

 

В некоторых случаях мудрецы выводили закон на основе логики, хотя проблема, которую он решал, не рассматривались конкретно в Торе. c Например, закон о том, что нельзя убить невинного человека даже ради спасения своей жизни, опирается на логику талмудического изречения: "Кто сказал тебе, что твоя кровь краснее его крови?" [5] d

В Талмуде говорится, что закон, запрещающий переносить в шабат предмет из общественного владения в частное, выводится из текста Торы. Перенос предмета в противоположном направлении, из частного владения в общественное, запрещен на основе логического положения, что между ношением предмета в одном направлении и в другом не должно быть никакой разницы [6] . s

Приведем еще ряд примеров. Закон разрешает использовать плоды, принадлежавшие умершему знатоку Торы, не отделяя от них десятину, поскольку можно с большой долей уверенности предположить, что от этих плодов десятина уже отделена. Мудрецы считали логичным, что "ученый человек не допустит, чтобы другие получили что-то несовершенное из его рук" [7] . v

Закон, требующий произносить благословение перед едой, опирается на логический принцип: прежде чем взять себе что-либо в этом мире, надо вначале поблагодарить Б-га, ибо Он – Источник всех благ [8] . u Принципы законов, основанных на логике

 

 

Мы привели лишь некоторые примеры, показывающие, как мудрецы разрабатывали законы, опираясь на логику. Ряд основополагающих законодательных принципов, например, относящихся к гражданскому праву, выводятся логически. Эти принципы включают в себя презумпции хазака [9] и миго [10] . z Они относятся к важнейшим положениям талмудической юриспруденции и восходят к традиции толкования намерений Торы с помощью логики [11] .


[1] Классификация Устного Закона, предпринятая Рамбамом, имеет алахическое значение. С точки зрения алахи, законы, входящие в разные группы, отличаются друг от друга. См. предисловие к Кирьят сефер и книге Калмана Каане Хекер веиюн, Тель-Авив, 1960, т.I, с.32;

[2] *) Трактат Хагига 18а. См. также Бейт Йосеф, Орах Хаим, 530, где сказано, что это "деорайта", оспаривающая мнение Тосафот по данному вопросу. См. *)Шней лухот абрит, Тора шебеальпе;

[3] Рав Йонатан Эйбешюц, *)Крети, Йорэ дэа, Трефот 29 (5);

[4] Есть и другие примеры такого рода: см. Аэмек шела 47:1 (Берлин) в отношении мукце и *) рабейну Нисим, Йома 1:1 об умывании и ношении обуви в Йом кипур;

[5] *) Санхедрин 74а;

[6] *) Шабат, 96б;

[7] *) Авода зара 41б и Эрувин 32а;

[8] *) Брахот 35а и Пней Йеошуа на это место; р. Иехезкель Ландо (Цла) говорит, что это положение не имеет статуса деорайта, и большинство комментаторов согласны с ним;

[9] Речь идет о юридических презумпциях, например, что владение указывает на статус собственности (Бава мециа 100а, Ктубот 20а); что должник не платит долг до истечения положенного срока (Бава батра 5б); что можно пользоваться услугами посредника (Эрувин 31б, Гитин 64а); что существующее положение остается неизменным (Хулин 9а, Гитин 3:3);

[10] Презумпция, что показания свидетеля верны, поскольку если бы он намеревался солгать, то придумал бы гораздо более правдоподобную историю. См. Бава батра 33а, Ктубот 2:3;

[11] См. З.Х. Хайес Маво аталмуд, гл.XV (английский перевод: The Student's Guide through the Talmud, изд-во Фельдхайм, Нью-Йорк, 1969); в число принципов, основанных на логике, он включает также ров.


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Мецора

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Следить за своим языком. Тазриа

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

«Мецора» («Прокаженный»). Сила речи

Рав Бенцион Зильбер

В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.