Из цикла «Очерки по недельной главе Торы», темы: Грех разведчиков, Недельная глава, Земля Израиля, Шлах, Реувен Пятигорский
Когда нам предстоит переехать в новую страну, мы сначала выясняем, какова она, что нас в ней ждет, — и только после этого пакуем чемоданы. Даже если торопят обстоятельства, превращающие наш переезд в паническое бегство, даже тогда, имея на плечах умные еврейские головы, мы постараемся хоть что-нибудь да выяснить. Источники информации всегда найдутся. В противном случае мы достанем ее из-под земли.
Всевышний обещал евреям, что поможет им овладеть Святой Землей. Но, несмотря на Его обещание, все же велик был соблазн разузнать про ту Землю. Воевать-то придется нам, — сказали евреи. — Если та земля течет молоком и медом, то, понятно, никто добровольно ее не уступит. И пусть даже Сам Творец вселенной взялся нам помочь, все же не мешает разузнать, чем богаты те края, какую следует использовать тактику в ведении войны против аборигенов.
Евреи захотели послать разведчиков, хотя можно было обойтись и без них. Ведь не знали же они заранее, выходя из Египта, что их ждет в пустыне. Тогда они полностью положились на Моше. Но вход в Страну — дело особое. Надо подготовиться к нему, собрать информацию, чтобы потом пораскинуть над ней еврейскими мозгами.
С просьбой о разведке евреи пришли к Моше, тот «обратился» ко Всевышнему — не кощунственна ли их просьба. Наша недельная глава начинается словами, сказанными пророку: «Пошли от себя людей, чтобы они высмотрели Страну Кенаан, которую Я даю сыновьям Израиля. По одному человеку от колена пошлите. Самых главных».
Сорок дней длился поход разведчиков. Вот что они сообщили Моше по возвращении: «Пришли мы в землю, в которую ты послал нас. Действительно, течет она молоком и медом. Вот ее плоды… Но могуч народ, живущий в ней; и города укрепленные, очень большие… Не сможем воевать с тем народом, ибо он сильнее нас… Исполинов видели там, в глазах которых мы — как саранча».
Эти слова — «исполинов видели, в глазах которых мы как саранча», — больше всего испугали евреев. Такой уж у нас национальный характер: для нас самое страшное, когда на нас смотрят сверху вниз…
Нельзя было не поверить лазутчикам. Во-первых, они были самыми уважаемыми, самыми праведными людьми в своих коленах. Во-вторых, вот же перед нами доказательство: огромные плоды, каждый из которых с трудом несет один человек. (В наши дни изображение двух «разведчиков» с виноградной кистью на перекладине является товарным знаком знаменитой израильской винодельческой фирмы «Кармель».)
«Распустили они между сыновьями Израиля худую молву о Земле, в которую ходили… Подняла вся община вопль, и плакал народ в ту ночь… И роптали на Моше и Аарона: о, если бы умерли мы в Египте!.. Зачем ведете нас в ту Землю? Чтобы мы пали от меча, а наши жены и дети стали добычей? Не возвратиться ли нам в Египет? Так назначим же руководителя и вернемся!»
Обратите внимание, насколько насыщен текст… Разгорелся гнев Всевышнего на евреев из-за их слабости и неверия. Но Моше вымолил для евреев прощение, сказав буквально следующее: «Прости грех этого народа, как прощал доныне». То есть, попросить оправдать евреев я не могу, но прояви Свое милосердие — и народ исправится. Вот оно ключевое слово — милосердие. Не наказывай, лишив возможности исправиться, дай грешникам раскаяться. Не для того ли Ты создал этот мир, не для того ли вывел евреев из Египта и дал им Тору! — И Творец ответил: «Простил Я их по твоему слову».
То поколение было наказано сорокалетним блужданием по пустыне. — В пустыне умрете все, и только дети, о которых вы сказали «станут они добычей», войдут в Страну. «По числу дней, в течение которых вы осматривали Землю — сорок дней, — по году за каждый день, понесете наказание»…
Но почему разведчики дали лживую информацию? Вернее, почему, имея на руках объективные данные, они пришли к выводу, будто войти в Страну невозможно? Не сделай они той ошибки, или не доверься им народ в их оценке, — и то поколение целиком и без промедления вошло бы в Эрец Исраэль. Вся наша история развивалась бы по-другому. Покинули мы Египет при помощи великих чудес — и вошли бы в Израиль при помощи чудес! Чем плохо? И жили бы в нем чудесным образом, не имея ни врагов, ни проблем с экономикой, ни забот с алией, потому что никакой алии не было бы — зачем? когда никто и никогда не покидал бы эту чудесную землю!
Потому сказали посланцы плохое о Стране, что так им было выгодно. До этого они стояли во главе колен, пользовались авторитетом. (Раши пишет: выйдя в поход, первый час были праведниками.) А теперь? Кто знает, как повернется жизнь, стоит только поменять привычную среду обитания — пустыню — на непривычную. Поэтому — скажем, что войти туда нельзя! А в доказательство — вот вам плоды той Земли. Неужели не поверите собственным глазам?..
В конце недельной главы сказано, что именно тогда была дана нам заповедь кистей-цицит, которые следует носить на углах одежды. «Глядя на цицит, будете помнить все заповеди… И не пойдете за (желаниями) своего сердца и за (соблазнами) своих глаз, которые ведут вас к плохому».
Не доверяй своим глазам, не давай им увлечь себя, ибо через глаза может проникнуть в тебя зло. Иди за Торой и доверяй только Торе.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Потомки Эсава постоянно возводили напраслину на еврейский народ. О корнях «кровавого навета», жертвами которого стали тысячи наших братьев.
Батшева Эскин
Кто на самом деле управляет миром? В каждый период истории у конспирологов находится свой ответ на этот вопрос…
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 5050 (1290) году около 16 тысяч евреев было изгнано из Англии. Только через 400 лет евреи вернулись в Англию.
Браха Губерман
Жизнь рабейну Тама, величайшего мудреца и раввина
З. Рубашев
Статья рассказывает о "лжемашиахе" Якове Франке.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 5108 (1348) году в Европу пришла чума. За два года эпидемия унесла миллионы жизней, но почти не задела евреев, соблюдавших кашрут.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В начале «нового времени», когда страсти в Германии улеглись, все ужасы средневековой Европы пришлось испытать и польским евреям.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Христианские реформаторы и их отношение к евреям
И. Чериковер
Знаменитый процесс 1840 года.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Два крестовых похода способствовали усилению религиозного фанатизма в странах Западной Европы. Ненависть черни к евреям сопровождалась повышенной подозрительностью.
Михаил Френкель,
из цикла «История евреев Стамбула»
Жители еврейского квартала постоянно страдали от издевательств
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Папы сдерживали толпу от антиеврейских выступлений, намереваясь, таким образом, привести евреев к добровольному крещению