Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Подобно тому, как лица людей непохожи друг на друга, так различны и их мысли»Бэмидбар Рабба 21, 2
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы

Знай свое место

«Еще было мясо в зубах их, еще не пережевано, как гнев Б-га возгорелся на народ, и поразил Б-г народ мором весьма сильным»(11:33).

Однажды Аха бар Йосеф вел талмудическую дискуссию с равом Хисдой о том, можно ли есть молочные продукты, если в зубах застряли остатки мясного блюда. Он процитировал этот стих, из которого видно, что мясо, остающееся в зубах, сохраняет за собой статус мяса со всеми вытекающими отсюда кашрутными требованиями.

В другом месте Талмуда (трактат Хулин) Мар Уква сказал, что он уступает своему отцу в праведности, «как уксус уступает вину», и в подтверждение привел пример: отец ел сыр не раньше, чем через сутки после мяса, в то время как сам Мар Уква следовал общему правилу: соблюдал интервал в шесть часов между мясными и молочными продуктами.

Но почему Мар Уква считал себя ниже отца? Что мешало ему следовать отцовскому примеру: есть мясо только через 24 часа после сыра?

Гаон из Вильно объясняет, что самоограничения и дополнительная строгость в исполнении заповедей, то, что называется мидат хасидут, хороши лишь для тех людей, которые достигли определенных высот, преуспели в исполнении общих правил и хотят продвигаться дальше к вершинам святости, но не для тех, кто с трудом одолевает нижние ступеньки духовной лестницы. Им лучше подождать и закрепить достигнутое.

В книге Псалмов (Теилим) царь Давид пишет: «Кто взойдет на гору Г-спода?» Взойти-то хотят многие, но псалмопевец продолжает: «…и кто останется на месте святом Его?» Б-г примет на вершине лишь тех, кто сумеет удержаться на ней, кто выбрал себе задачу по силам, а не тех, кто несется вверх, перескакивая через ступеньки, чтобы при первом же испытании бесславно скатиться вниз. Одного стремления к праведности мало — нужна также прочная база прежних достижений.

Вот почему Мар Уква, трезво оценивая свои возможности, не подражал отцу-праведнику: он знал, что, даже предельно устрожив свое поведение, он все равно не сравняется с ним в святости, но лишь проявит свою неискренность.


Биография Мордехая, сына Яира из колен Биньямина, мудреца и духовного лидера еврейского народа в эпоху Вавилонского изгнания, одного из главных героев пуримской истории Читать дальше

Традиции праздника Пурим

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Пурим: разрешение сомнений!

Рав Арье Кацин

Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.

Гробница Мордехая и Эстер

Рав Мордехай Райхинштейн

В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.

Пурим и свиток Эстер 3

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»

Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?