Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Правда и справедливость стоят на граните, ложь — на песке»Рамбам
По материалам ЖЖ Ури Калюжного

Разговор о еврейском понимании брака можно начать с обычая заключать его под специальным навесом — хупой, чем-то вроде маленького шатра.

Многие считают, что слово «хупа» является синонимом слова «свадьба». Однако это не совсем так. Например, говорят наши мудрецы (Талмуд, Бава Батра 75а), что в будущем сделает Всевышний семь хуп каждому праведнику, а у первого человека Адама, в Раю, было аж (!) десять хуп. Очевидно, что речь тут идёт не о свадьбах — правильно сказать, что хупа является символом славы и величия того, кто стоит под ней (вспомните, например, как выглядел римский Пантеон). Заметьте, что и русское слово «венчание» происходит от слова «венец», корона.

В чём же величие жениха и невесты, стоящих под хупой? Одна из семи брахот (благословений), произносимых на свадьбе, гласит: «Благословен Ты, Всевышний, сотворяющий человека». Благословение относится не к моменту рождения, а именно к моменту свадьбы. Во время хупы «сотворяется» человек. То есть, с точки зрения иудаизма, только сейчас мужчина и женщина пришли к той форме, в которой они были первоначально сотворены и к которой они предназначены. Теперь они составляют единое целое, в котором, однако, внешним представителем является мужчина, а женщина более ответственна за внутреннее содержание.

Как известно, первая фраза Торы говорит о том, что «в начале создал Всевышний небо и землю». Конечно же, речь не идёт лишь об известных нам ландшафте и небосводе. Великий Рав Нафтали Цви Йеуда Берлин объясняет, что в этой фразе описан главный принцип мироздания: всегда и во всём есть (а) влияющий и (б) принимающий это влияние. Человек создан подобно Творцу — быть влияющим. Конечно же, в этом мире совершенства не существует. Например, у каждого человека есть свои недостатки и, как говорится, выше головы не прыгнешь. Каждый человек, мужчина и женщина, способен «влиять», но есть моменты, когда он влиять не может и вынужден получать влияние извне. Однако Творец создал механизм, позволяющий нам это преодолеть. В паре «влияющий — принимающий» рождается «новый человек», ибо недостатки одного из супругов могут быть компенсированы достоинствами другого.

В этом и есть величие пары, стоящей под хупой. Они вступили на путь, ведущий к совершенству. Связав себя «узами брака», а не просто вступив в случайную связь, они создали канал для взаимного влияния. Сделав это согласно законам Торы, они создали благоприятные условия для прямого Б-жественного участия в этом процессе.

Конечно же, путь к совершенству не лёгок, а порой даже очень тяжёл. Я слышал как-то от рава Эзриеля Таубера, что семейная жизнь подобна шлифовке алмаза. Так как алмаз чрезвычайно твёрд, то шлифовальный камень нужно прижимать к нему очень сильно. И если шлифовальный камень немного твёрже или мягче шлифуемого алмаза — один из них просто лопнет. Поэтому самое лучшее — отломать от алмаза кусочки и шлифовать его самим собой. Поэтому с самого начала Б-г делит душу на две части, одну помещает в мужчину, другую в женщину.

Надо стараться найти свою половину и, с Б-жьей помощью, приблизиться с ней к совершенству, ибо самосовершенствование, согласно иудаизму, является целью нашего земного существования.


Биография Мордехая, сына Яира из колен Биньямина, мудреца и духовного лидера еврейского народа в эпоху Вавилонского изгнания, одного из главных героев пуримской истории Читать дальше

Традиции праздника Пурим

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Пурим: разрешение сомнений!

Рав Арье Кацин

Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.

Гробница Мордехая и Эстер

Рав Мордехай Райхинштейн

В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.

Пурим и свиток Эстер 3

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»

Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?