Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Коментарии к недельной главе Льва Кацина

— Впервые я пришел в «Синай Академи» только из любопытства, хотел взглянуть на еврейскую школу и через пару дней уйти в паблик скул, — рассказывал Саша Каплун в праздник Суккот в шалаше школы. — Но в школе я встретился с прекрасными педагогами и приобрел друзей. Почему-то именно меня, а не других учеников, пригласили на Шаббат в замечательную американскую семью, и, благодаря завязавшейся на долгие годы дружбе, я остался в «Синае». Затем я продолжил образование в иешиве «Нер Исроэль» в Балтиморе, в иешиве «Мир» в Бруклине и в крупнейшей иешиве Америки — «Лейквуде». Все это время я не понимал, почему именно мне так повезло. А сейчас понял: всем я обязан своей бабушке!

Во времена голода в Украине она продала все имущество, чтобы спасти от смерти жителей своего местечка под Киевом. Бабушка принимала и кормила нуждающихся, и потому меня, ее внука, принимали и угощали за субботним столом!

Так спонтанно отреагировал Саша на мой рассказ о смысле праздника Суккот, отмечающего чудо существования еврейского народа, невзирая на преследования, изгнание и уничтожение. Впрочем, у этого чуда есть и духовное объяснение.

Когда Авраам увидел путников в пустыне, то, преодолевая боль (на третий день после обрезания), он бросился им навстречу. Накормил и напоил их, посадил в тень дерева, спасая от знойного солнца. Всевышний отблагодарил Авраама, спасая его потомков в Синайской пустыне — мера за меру: за еду — манной небесной, за питье — водой из колодцев, за тень дерева — спасающими от знойного солнца облаками, о которых мы вспоминаем в тени шалаша в Суккот.

Этим рассказом Тора учит нас: удостоиться спасения можно, лишь спасая других! Возможно, люди, которые заслуживают спасения, награждаются за заслуги своих родителей, бабушек и дедушек, и те, кто спасают людей сегодня, удостоятся того, что в будущем их дети и внуки будут спасены.

Услышав эти слова, Саша тут же рассказал о своей бабушке…

Мы находим подтверждение этой мысли в Торе. Фараон приказал повитухам топить еврейских детей. «Но повитухи боялись Всевышнего и не исполнили приказания царя Египта, сохранив мальчикам жизнь… Всевышний отплатил повитухам добром… и устроил им дома (династии семейств их)» (Шмот, 1:17—21). Дома (династии) священнослужителей коганим и левиим от Йохевед и царей от Мирьям, — поясняет Раши, приводя слова Талмуда.

Об этом писал царь Давид в своих Псалмах: «Творит человек добро и дает ссуды (беспроцентные), потомство его благословенно». Кажется, что помогающий другим людям не думает о своих детях. Однако в действительности все наоборот, поясняет Хатам Софер: делая добро другим, человек заслуживает благословения для своих потомков…

Когда в Бруклине в 1988 году была основана еврейская школа «Синай Академи», много гостей пришли на празднование «выкупа первенцев» (некоторых учеников школы). Тогда к собравшимся обратился глава иешивы Филадельфии рав Элья Швей.

«Кто за Всевышнего — ко мне!» — этими словами (с которыми во время греха золотого тельца обратился к евреям Моисей, спустившись с горы Синай) рав Швей начал свое выступление в «Синай Академи», призывая американских евреев помочь детям иммигрантов из России. Тогда рав Швей привел следующую историю.

Однажды студент довоенной литовской иешивы Шимон Шваб (в будущем ставший одним из крупнейших американских раввинов) предстал перед знаменитым Хофец Хаимом — равом Исроэл Меир Коганом.

— Откуда ты? — поинтересовался Хофец Хаим.

— Из Германии.

Хофец Хаим понимал, что ассимиляция угрожала существованию еврейской общины Германии, и лишь немногие молодые люди изучали Тору в иешивах.

— Ты кохен (семейство левитов, потомков служителей Храма)?

— Нет.

— А ты знаешь, почему я кохен?

— Потому что ваш отец был кохен (кехуна передается по отцовской линии).

— А почему мой отец был кохен?

— Потому что ваш дед был кохен.

— А почему мой дед был кохен? — продолжал раввин и увидел молодого студента. — Когда Моисей спустился с горы Синай, он заметил танцующих вокруг золотого тельца евреев. «Кто за Всевышнего — ко мне!» — воскликнул он. На его призыв откликнулись левиты. Это произошло более трех тысяч лет назад, но их потомки — кохены и левиты — продолжают наслаждаться привилегиями и почестями по сегодняшний день! Так велика награда тех, кто не плывет по течению, не идет за толпой, а откликается на призыв: «Кто за Всевышнего — ко мне»!

… Среди русскоговорящих евреев Америки, к сожалению, немногие воспитывают своих детей в духе Торы, но велика будет их награда! — слышал я недавно выступление главы иешивы «Мир» рава Золтого, ребе Саши Каплуна. — Почему Тора указывает «не исчислять колено Леви… среди сынов Израиля» (Бемидбар, 1:49)? «Царский легион заслуживает, чтобы его сосчитали отдельно, — приводит Раши слова мудрецов и дает еще одно объяснение: Всевышний знал, что всем исчисленным от двадцатилетнего возраста и старше суждено будет умереть в пустыне, потому сказал Он: пусть левиты не войдут в этот счет, ведь они принадлежат Мне, они не согрешили поклонением золотому тельцу». Когда-то левиты приблизились к Творцу, ответив на призыв Моисея: «Кто за Всевышнего — ко мне!», — продолжил рав Золтый, приведя слова Мидраша. — Потому Он приблизил их и их потомков к Себе, сделав их легионом Царя, людьми, служащими в Храме и обучающими Торе весь народ. Так же будут благословенны все те, кто и сегодня не плывет по течению!


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Мецора

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Следить за своим языком. Тазриа

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

«Мецора» («Прокаженный»). Сила речи

Рав Бенцион Зильбер

В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.