Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Коментарии к недельной главе Льва Кацина

«Я и моя дочь надели желтые звезды и пошли на колонну милиционеров, загородивших евреям проход на Румбульское кладбище», — рассказала мне недавно Лариса, проживающая в Нью-Йорке…

В сосновой роще около станции Румбула осенью 1941 года были расстреляны 20 тысяч узников Рижского гетто. В годовщину уничтожения гетто на Румбульском кладбище собирались тысячи евреев. Власти разгоняли собравшихся, арестовывали выступавших, оцепляли рощу, но люди продолжали каждый год сюда приходить. Эти ежегодные встречи пробудили в евреях стремления бороться за выезд в Израиль. В те годы никто еще не мог выехать из СССР. Почему же евреям было позволено выезжать в Израиль? Право на репатриацию было обретено советскими евреями в многолетней борьбе с властями.

«Еще в 1970 году Сильвия Залмансон (узница Сиона) пришла ко мне домой и предложила присоединиться к группе евреев, планировавших побег из СССР, — продолжила свой рассказ Лариса. — У меня была маленькая дочь, и я побоялась участвовать в “самолетном деле”. Прошли годы, дочь подросла, и я сумела преодолеть страх. В ноябре, в годовщину расстрела рижских евреев, я вместе с дочерью направилась на Румбульское кладбище. Милиционеры выставили кордон, чтобы не допустить евреев на митинг памяти к месту казни. Тогда я и моя дочь надели желтые звезды и пошли на колонну милиционеров. Произошло чудо: милиционеры расступились и пропустили нас на кладбище»…

Во времена Исхода Нахшон бен Аминодав был первым, кто вошел в море, которое разверзлось благодаря его вере и бесстрашию. Во времена борьбы советских евреев тоже нашлись герои, которые первыми пробили брешь в «железном занавесе», открыв всем нам дорогу к свободе.

— Почему лишь Моисей принял Тору на горе Синай? — спрашивают мудрецы Талмуда. — Почему только с ним, а не со старейшинами народа, разговаривал Всевышний «лицом к лицу»?

Когда Моисей направлялся к Фараону, чтобы требовать освобождения евреев, вместе с ним пошли и старейшины. Однако по мере приближения ко дворцу Фараона они один за другим покинули Моисея. Поскольку один Моисей бесстрашно предстал перед Фараоном, то он один и заслужил предстать перед Всевышним!

Признать ошибку

Побеждая страх перед внешним врагом, человек преодолевает в себе внутреннюю слабость. Наша недельная глава повествует о том, как Моисей публично признал свою ошибку, после того как, прогневавшись, бросил упрек сыновьям Аарона: «Почему вы не ели от искупительной жертвы?» (Ваикра 10:17).

Даже прогневавшись, Моисей не упрекнул Аарона, проявил уважение к своему старшему брату, хотя он тоже не ел от этих жертв. Сыновья Аарона промолчали, проявив уважение к учителю, хотя могли указать Моисею на его ошибку. На вопрос Моисея ответил Аарон, объяснив, что после гибели двух сыновей в день открытия Мишкана — Храма в пустыне он и два его младших сына были в трауре. Моисей передал им волю Всевышнего: продолжить службу открытия Мишкана и есть особую праздничную жертву, что они и сделали, но из-за траура не съели обычной жертвы Нового месяца. Услышав ответ Аарона, Моисей признал свою ошибку.

Моисей мог бы сказать «я не слышал», пытаясь оправдаться, — объясняет Раши. — Однако он не постыдился сказать, «я слышал и забыл».

Почему так трудно признать ошибку? Из-за стыда оказаться несостоятельным в глазах людей, из-за желания доказать собственную значимость? Лишь внутренне сильный человек может победить этот страх.

В одном месте Тора называет Моисея скромнейшим из людей, а в другом — величайшим пророком. Не противоречит ли скромность величию? Нет, настоящая скромность — это не ощущение никчемности. Скромность Моисея в осознании собственной значимости. Он не трепещет от страха, ему не нужно доказывать, что он всегда прав, потому он честно и смело признает свою ошибку.


О порядке и законах проведения пасхального Седера Читать дальше

Седер

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.

Пасхальная Агада

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.

Смысл пасхального Седера

Рав Носон Шерман

Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.

Очистка дома перед праздником Песах и проведение Седера

Рав Пинхас Шайнберг

Настоящая брошюра составлена на основе записей, сделанных группой учеников гаона раввина Хаима-Пинхаса Шейнберга, руководителя иешивы Тора-Ор, и представляет собой сборник его ответов на вопросы слушательниц проводимых им лекций.

Наш рассказ в ночь Пасхального седера

Рав Бенцион Зильбер

Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?

В каждом поколении

Рав Реувен Пятигорский

В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.

Избранные пасхальные рецепты

Тиква Серветник

Песах, больше чем другие праздники, отражается на кухне. В этот праздник есть строгие ограничения в ассортименте продуктов. Ашкеназские евреи не употребляют в пищу «китниёт» — разновидность круп. При покупке продуктов, нужно обращать внимание как на кашрут на Песах, так и на их наличие в составе. Приятного аппетита.

Канун Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»