Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
В духовных мирах нет никакой внутренней причины для того, чтобы начался новый день, пришёл шабат, наступил Новый Год. Только наши поступки — утренняя молитва, кидуш, праздничная трапеза — привносят туда движение времени.

Странную, казалось бы, вещь можно будет увидеть в наших синагогах через несколько дней. На следующей неделе, как известно, Рош Ашана — начало нового года. А этот день является одновременно и началом месяца (Рош-Ходеш) Тишрей. В утро субботы, выпадающей перед наступлением нового месяца принято добавлять к молитве специальное благословение биркат аходеш — объявление о том, что в такой-то день Рош-Ходеш и просьбу о том, чтобы наступающий месяц был для нас добрым, мирным, не прошёл впустую, а принёс нам достаток, радость, приближение к Творцу.

А в этот Шабат мы наступающий месяц не благословляем. Почему? Чтобы обмануть Сатану. Есть такой злой ангел, с которым у нас всегда борьба и апогей её — в Рош Ашана. В этот день, как известно, проходит Высший Суд, на котором решается судьба человека на весь следующий год. Этого дня ждёт и Сатан. На каждого из нас есть у него толстая папка, в которой записаны наши грехи и прегрешения, недостатки и слабости. Он хочет быть обвинителем на Высшем Суде и потребовать для нас справедливого наказания.

Мы же хотим его провести. Мы не объявляем заранее, в какой день будет Рош-Ашана. А когда этот день придет и соберутся евреи в синагогах молиться Б-гу — он, конечно же, узнает, спохватится, начнёт суетиться, пока прибежит на Суд — придёт время трубления в шофар — это его очень испугает, он всегда боится того дня, когда протрубит Великий Шофар и придёт Машиах и всё зло исчезнет как дым, рассеянный ветром. И пока Сатан придёт в себя — суд закончится и мы, конечно же, выйдем из него чистыми и достойными всяческих благ.

Красиво. Но рационально мыслящий человек должен спросить: как же так, что Сатан не знает, когда Рош Ашана; в каждом доме висит календарь, в котором этот день (состоящий из двух), ясно отмечен? Это очень интересный вопрос и, чтобы ответить на него, нужно глубоко поразмыслить о природе времени и о взаимоотношениях материального мира, в котором находимся мы, и духовных миров, в которых находятся ангелы.

Мои друзья — Борух Шлепаков и Йосеф Лирцман, которым я очень обязан многими мыслями, появившимися и оформившимися в процессе наших глубоких дискуссий, утверждают, что в духовных мирах «времени» — нет. И я тоже вспомнил, от Маха, что «время — есть форма существования материй», — известно, что эта философская мысль была отправной точкой теории относительности Эйнштейна. Несомненно однако, что многое в духовных мирах зависит от времени. Высший Суд например, только в Рош-Ашана; грешники в аду отдыхают только в шабат… Объясняется это так. Время, действительно, присуще именно материальному миру. Однако есть канал, через который наш материальный мир может влиять на духовные миры. Имя этому каналу — Человек. Наш мир — мир действий. Совершая различные поступки: выполняя Б-жественные заповеди — мицвот, или наоборот, греша, делая добрые или злые дела, выбирая между добром и злом, — Человек влияет не только на себя и на окружающий его мир. Его влияние простирается и на мириады духовных миров, он порождает или убивает ангелов, строит или разрушает…

В духовных мирах нет никакой внутренней причины для того, чтобы начался новый день, пришёл шабат, наступил Новый Год. Только наши поступки — утренняя молитва, кидуш, праздничная трапеза — привносят туда движение времени. Поэтому, до фактического начала Рош Ашана или до объявления дня наступления Рош Ашана не может этот ангел, Сатан, знать что принесёт наступающий день.

У Человека, таким образом, очень важная миссия — связать собою воедино всю систему миров и вести её к Б-жественной цели. О том, достоин ли каждый из нас этой важной должности и судят в Рош-Ашана. И если человек признан достойным Главного, то всё остальное — здоровье, деньги, успех — он получит в необходимой для этого мере.

Тематический обзор по теме «Рош аШана — еврейский новый год»


О порядке и законах проведения пасхального Седера Читать дальше

Седер

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.

Пасхальная Агада

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.

Смысл пасхального Седера

Рав Носон Шерман

Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.

Очистка дома перед праздником Песах и проведение Седера

Рав Пинхас Шайнберг

Настоящая брошюра составлена на основе записей, сделанных группой учеников гаона раввина Хаима-Пинхаса Шейнберга, руководителя иешивы Тора-Ор, и представляет собой сборник его ответов на вопросы слушательниц проводимых им лекций.

Наш рассказ в ночь Пасхального седера

Рав Бенцион Зильбер

Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?

В каждом поколении

Рав Реувен Пятигорский

В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.

Избранные пасхальные рецепты

Тиква Серветник

Песах, больше чем другие праздники, отражается на кухне. В этот праздник есть строгие ограничения в ассортименте продуктов. Ашкеназские евреи не употребляют в пищу «китниёт» — разновидность круп. При покупке продуктов, нужно обращать внимание как на кашрут на Песах, так и на их наличие в составе. Приятного аппетита.

Канун Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»