Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
По материалам журнала «Истоки»

Вторая недельная глава книги Ваикра. Одна из самых трудных и тяжелых глав. Не по изложению материала, а по тематике, поскольку посвящена Храму и жертвоприношениям. Мы живем на исходе 20 века, Храм давно разрушен. Многие говорят: причем здесь жертвоприношения?

Об этом, как будто, знал и Талмуд (между прочим, тоже составлен во времена послехрамовые). По крайней мере, именно в Талмуде мы находим ответ на вопрос, как в наше время надо учить законы приношения жертв. Глава начинается со слов: «Прикажи Аарону и его сыновьям (так обращается Всевышний к пророку Моше): вот закон жертвы ола (всесожжение)». И дальше о каждом виде приношений сказано: «вот закон такой-то жертвы». Словом «закон» мы перевели еврейское слово тора — учение, положение. Но в этом можно увидеть и более высокий смысл. В трактате Менахот читаем: «Сказал Рава: каждому, кто занимается Торой, не нужно приносить жертвы в Храм. Спросил его раби Ицхак: откуда (мы это знаем)? — Из стиха: “вот Тора (такой-то) жертвы”. Каждый, кто учит законы жертвы, как будто приносит саму жертву».

Теперь осталось только узнать, ЗАЧЕМ приносились жертвы. После чего можно смело приступать к выяснению, КАК они приносились, т.е. к учебе. И нам эта учеба будет зачтена, как если бы мы сами принесли эти жертвы. Не вдаваясь в подробности, можно сказать, что жертвы ИСКУПЛЯЛИ. Т.е. служили для очищения от проступков и грехов. Недаром по-русски здесь употреблено слово того же корня, что и «купить». Сделал плохое дело — исправься и расплатись. Что сделал другому — получи себе. Нанес ущерб — заплати сполна. Таков закон: если в результате твоих неправильных действий кто-то понес урон, восполни его потерю, возьми урон на себя. Ибо если ты не согласишься заплатить по своему же счету, утаишься или откажешься открыто — будет взыскано с тебя Небом по принципу мида кенегед мида, «мера за меру»… А теперь, как говорил великий Илель, «иди и учи Тору».

Нет у нас Храма. Храмовую службу мы заменили молитвами, постами (Йом-Кипуром) и учебой. Талмуд рассказывает (в трактате Мегила) об одном эпизоде, происшедшем в дни Эстер и Мордехая. Царь Ахашверош повелел злодею Аману облачить Мордехая в царские одежды, посадить на царского коня и провести по улицам столицы, восклицая: «Так делают тому, кого царь хочет наградить почетом!». Пришел антисемит Аман к Мордехаю выполнить этот возложенный на него, очень неприятный приказ — и что он видит? Сидит Мордехай с мудрецами и учит Тору. «Чем вы заняты?» — спросил Аман. — «Учим законы приношения жертв», — ответили мудрецы. Аман удивился: «Как?! В такое страшное для вашего народа время вы сидите и спокойно учитесь?» — «Потому и учимся, что обещано нам: тому, кто изучает законы жертвоприношений, учеба засчитывается как приношение жертв. Жертвы отводили от нас опасность — и изучение их законов тоже спасет нас».

Мордехай знал, что в судьбе еврейского народа наступил переломный момент. Но от изучения Торы не отказался. Это евреев и спасло…

Еврейский народ умеет учиться. Вот что пишет знаменитый раби Меир Шапира из Люблина о своем учителе, выдающемся мудреце предыдущего поколения, праведнике раби Шаломе Мордехае Швадроне (сокращенно Мааршам). Когда, будучи стариком, Мааршам тяжело заболел, навестить его приехали многие раввины и ученые. Каждый из посетителей, посидев у кровати больного, выходил в соседнюю комнату, где таким образом собрался весь «цвет» тогдашней еврейской мысли. Не воспользоваться случаем было нельзя — разгорелась жаркая дискуссия. Услышал Мааршам громкие голоса своих гостей и попросил раби Меира, который на правах родственника постоянно находился при нем, чтобы тот срочно выяснил, о чем спорят уважаемые господа ученые. Раби Меир вернулся и сказал, что обсуждается частный вопрос закона, связанного с заповедями недельной главы Цав. «Какой вопрос?» — Раби Меир уточнил. Подумав несколько минут, Мааршам медленно, по словам произнес полный ответ на данный вопрос, а затем добавил, что его можно найти на такой-то странице книги «Дархей Моше», составленной раби Моше Исерлишем (Рама, 16 век). Раби Меир бросился за книгой, и действительно на указанной странице обнаружил полное разъяснение — слово в слово, как только что процитировал учитель. «А теперь прочти, что я написал на полях этой книги». Раби Меир прочитал: «Сегодня с Б-жьей помощью я закончил книгу в сто первый раз». — «Эту запись я сделал много лет назад, — заметил Мааршам. — Когда учишь книги по сто одному разу, — к концу жизни начинаешь кое-что помнить наизусть».

Из тех же воспоминаний раби Меира Шапиры мы знаем о последних часах жизни его учителя. Один человек привез больному старое сладкое вино, «чтобы тот подкрепил свое сердце». Ответил ему Мааршам: «Закон гласит, что, приступая к службе Всевышнего, нельзя пить крепкие напитки. К тому же я занят — готовлюсь к экзамену, который сейчас буду держать при вступлении в Небесную ешиву». Было это совсем недавно, в 1911 году.


Несмотря на то, что Тора строго-настрого запретила евреям употреблять кровь, так называемые «кровавые наветы» из века в век преследовали различные еврейские общины. Читать дальше