Из цикла «На тему недельной главы», темы: Золотой телец, Недельная глава, Пкудей, Лев Кацин, Единство еврейского народа
— Мы с вами где-то встречались, — спросил глава бруклинской иешивы «Хаим Берлин» рав Арон Шехтер, обращаясь к ученикам «Синай Академи». — Может быть, на Синае?
— Нет, мы не помним, чтобы вы приходили в нашу школу «Синай», — с удивлением ответили ребята.
— Но ведь мы встречались на Синае, — рав Шехтер понизил голос, переходя буквально на шепот; и чем тише он говорил, тем внимательней его слушали ребята.
— Вы имеете в виду гору Синай? — спросил один ученик.
— Да, мы все когда-то стояли у горы Синай, ибо души всех евреев принимали Тору в момент Синайского откровения. При этом глаза раввина сияли улыбкой, и он переводил доброжелательный взгляд с одного юноши на другого, знакомясь и устанавливая душевный контакт с каждым. — Вы знаете, почему так важно помнить, что каждый из нас — часть своего народа?
— Это основа единства, — ответил один ученик «Синай Академи».
— Верно, это важно для единства народа, — продолжил рав Шехтер. — Однако это также важно для самого человека. Почему, например, вам важна ваша рука?
— Потому, что ею можно дать цдаку, помочь бедному человеку, — сказал один ученик.
— Потому, что на руку надевают тфилин во время молитвы — добавил другой.
— А может, потому, что она часть меня? — спросил третий.
— Да, важность руки определяется тем, что она часть нашего тела, часть человека, — продолжил раввин. — Так же и значимость, величие каждого определяется тем, что мы часть одного великого целого, народа, несущего миру свет Торы.
В субботу в синагогах будут читать отрывок из Торы, рассказывающий о том, что каждый взрослый еврей должен был дать полшекеля для службы в Мишкане, переносном Храме в Синайской пустыне.
«И сказал Всевышний Моисею: Когда поднимешь голову евреев (это буквально, Тора указывает сосчитать евреев поголовно)… то пусть каждый даст половину шекеля» (Шмот, 30:11—13).
Почему, говоря о подсчете евреев, Тора указывает поднять голову?
Когда фашисты пытались сломить дух евреев в концлагерях, они присваивали каждому узнику номер, выкалывая его на руке. Счет людей — это процесс присваивания каждому человеку безликого номера. Это унижает индивидуальность, уникальное предназначение каждого. Так как же сосчитать людей, чтобы при этом не унизить, а поднять их головы?
В пустыне считали не людей, а монеты, которые давали для общего дела, службы в Храме. Это должно было помочь людям осознать, что каждый из них — часть целого. Заповедь дать полшекеля напоминала, что каждый человек очень важен и ценен для всего народа.
— Everybody counts! — Каждый важен! — рав Шехтер вдруг перешел с шепота на высокие регистры, сотрясая своим голосом аудиторию и проникая в души каждого. — Ты важен, и ты, и ты… и я, мы все в одинаковой степени важны! Поэтому каждый давал монету одного достоинства — и богач, и бедняк, и богатый, и бедный духом, ибо у каждого человека свое уникальное предназначение в жизни, которое чрезвычайно важно для всего народа. Осознание собственной важности — ключ к реализации своего духовного потенциала. Пусть каждый почувствует себя принцем, и тогда он не совершит преступления не из страха быть разоблаченным, а из чувства собственного достоинства не захочет унизить себя…
После урока ребята по одному подходили к раву Шехтеру, и он каждому давал благословение. Ребята выходили с приподнятым настроением. А мне казалось, что каждый из них даже вырос на пару сантиметров.
Великому педагогу раву Шехтеру в буквальном смысле удалось «поднять головы» ребят, вдохнуть в них веру в себя, в свои силы, в свою миссию, которая так важна и нужна нашему народу…
«Вот они исчисления Храма» (Шмот, 38:21). Наша недельная глава повествует о завершении строительства Храма, перечисляя различные детали его устройства. Мидраш утверждает, что фраза «Вот они исчисления Храма» искупила грех золотого тельца, о котором сказали евреи: «Вот они божества твои, Израиль» (Шмот, 32:5). Неужели сказанное — лишь игра слов: «Вот они» Храма искупило «Вот они» тельца?
Сказав «Вот они божества», евреи показали, что больше не осознают единство Творца, а абсолютизируют частности и детали. Строительство Храма явилось символом исправления этого греха. Потому слова «Вот они исчисления Храма» выразили мысль о том, что все детали Храма являются частью общего. Так же и все многообразие сил этого мира является частью его гармонии и единства. Потому и у каждого еврея свое предназначение, являющееся частью коллективной миссии народа.
В чем смысл слов мудрецов «Радость Всевышнего строительству Храма была подобна радости творения небес и земли»? Многообразие явлений физического мира является частью великой гармонии законов природы. И каждая деталь Храма, являясь частью целого, указывает на единство Творца. Эту же мысль выразил Луи Пастер: «Первый взгляд, брошенный на мир, не обнаружит в нем ничего, кроме богатого разнообразия и множества явлений. Когда же этот взгляд подкреплен наукой — наукой, приближающей человека к Б-гу, тогда видишь вокруг простоту и единство».
Почему, говоря о золотом тельце, евреи употребляли множественное число: «Вот они божества»? Потому что каждое колено творило своего идола — тельца, утверждает Мидраш. Если негодяи объединяются во имя зла, то только на время, ибо очень скоро они начинают ссориться и конфликтовать, деля добычу, как сказал царь Давид: «Разъединятся все творящие зло» (Псалмы, 92). Тот, кому мир кажется хаосом, в котором выживает сильнейший, живет по законам джунглей. Тот, кто открывает гармонию и единство в многообразии явлений, ищет гармонии с миром, стремится к единству, осознавая себя частью своего народа.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Потомки Эсава постоянно возводили напраслину на еврейский народ. О корнях «кровавого навета», жертвами которого стали тысячи наших братьев.
Батшева Эскин
Кто на самом деле управляет миром? В каждый период истории у конспирологов находится свой ответ на этот вопрос…
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 5050 (1290) году около 16 тысяч евреев было изгнано из Англии. Только через 400 лет евреи вернулись в Англию.
Браха Губерман
Жизнь рабейну Тама, величайшего мудреца и раввина
З. Рубашев
Статья рассказывает о "лжемашиахе" Якове Франке.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 5108 (1348) году в Европу пришла чума. За два года эпидемия унесла миллионы жизней, но почти не задела евреев, соблюдавших кашрут.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В начале «нового времени», когда страсти в Германии улеглись, все ужасы средневековой Европы пришлось испытать и польским евреям.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Христианские реформаторы и их отношение к евреям
И. Чериковер
Знаменитый процесс 1840 года.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Два крестовых похода способствовали усилению религиозного фанатизма в странах Западной Европы. Ненависть черни к евреям сопровождалась повышенной подозрительностью.
Михаил Френкель,
из цикла «История евреев Стамбула»
Жители еврейского квартала постоянно страдали от издевательств
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Папы сдерживали толпу от антиеврейских выступлений, намереваясь, таким образом, привести евреев к добровольному крещению