Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Вопросы и ответы по недельной главе

Вопрос:

В этой главе мы узнаем о необычной мицве: человек, который случайно убил кого-то, должен убежать в один из городов убежища и пребывать там, пока Первосвященник не умирает. Каково значение этой заповеди, и какое она имеет отношение к Первосвященнику?

Ответ:

В этой главе мы узнаем о заповеди отделения шести специальных «арей миклат» (городов убежищ), куда убегает неумышленный убийца. Закон случайного убийцы, который должен пойти в изгнание, уже был упомянут очень кратко в главе Мишпатим, но не было рассказано о месте, куда он должен убежать. Позже, в главе Ваэтханан, Тора говорит нам, что Моше отделил три из городов на востоке Иордана, и в Книге Йехошуа описывается, как были отделены оставшиеся три города. Тора также говорит нам в главе Шофтим, что, когда мы будем слушаться Всевышнего, и заслужим получить во владение всю нашу землю, еще три города должны будут быть отделены.

Много вопросов спрашивают о деталях этой заповеди, и невозможно обсудить все их. Эта мицва затрагивает вопрос жизни и смерти, и вопрос свободы выбора и Б-жественного Провидения. Конечно, трудно вообразить, что один человек умер из-за чьей-то небрежности. С другой стороны, если убитый человек, должен был умереть так или иначе, почему его случайный убийца должен убежать в изгнание? Вообще, в чем его ошибка, и имел ли он свободу выбора, когда несчастный случай произошел?

Прежде, чем мы начнем, наше обсуждение давайте зададим еще один вопрос, изложенный Аризалем. Почему Тора говорит нам, что, если мы будем слушать Всевышнего, и наша земля станет большей, мы будем должны отделить дополнительные города убежища? Казалось бы, что, если бы мы будем слушать Всевышнего, мы должны заслужить чтобы было меньше убийств, даже неумышленных! Этот вопрос особенно сложен, если принять в расчет, что эти слова Торы, говорят о конце дней, во время Машиаха, ведь никогда прежде в нашей истории не было периода, когда мы имели девять городов убежища. Почему мы ожидаем большого количества несчастных случаев со смертельным исходом во время Машиаха?

Чтобы начинать отвечать на эти вопросы, мы должны сначала попробовать понять, что такое убийство и что является смертью? Хотя заповедь не убивать, кажется, самой очевидной из всех заповедей, и была принята всеми обществами, тем не менее, как только мы начинаем исследовать эту мицву подробно, она становится не такой очевидной, как казалась на первый взгляд. Давайте зададим простой вопрос: если бы перед нами десять человек, и мы знаем, что какие-то девять из них — худшие убийцы, которые должны умереть, но один невинен, то можно ли убить все десять? Ответ: очевидно нет[1]. Хорошо, а что насчет ситуации, когда есть страна, где 90% населения представляют страшную опасность обществу. Скажем, мы можем доказать, что 90% людей этой страны — террористы, которые не скрывают, что их цель состоит в том, чтобы уничтожить мир. Можно ли тогда сбросить бомбу, которая разрушит всю страну? Большинство ответят: «нет». А что если мы начнем войну с этой страны? Каждая война приводит к «жертвам». Это означает, что когда мы начинаем войну, мы знаем, что мы должны будем убить невинных гражданских жителей. Нет никакого способа избежать этого. Мы можем пробовать минимизировать их число, но всегда будут «случайные» смертельные случаи. Во многих случаях число «хороших» людей, убитых в течение войны может быть намного большим, чем число фактических «военных преступников», которых пробуют поймать и привести к суду!

Получается, что если бы мы подходим к войне, как к любому другому «массовому убийству» тогда, никакую войну нельзя вести. Это не является еврейским подходом[2]. Есть времена, когда война может быть оправдана. Это верно о войнах, которые вел, в том числе и еврейский народ в старые времена, и верно о некоторых из войн, которые ведут нации мира сегодня. До конца дней, войны останутся необходимым «злом», чтобы спасти нас от проблем, которые еще хуже[3]. Одно из различий между войной и убийством в том, что хотя в течение войны убивают множество людей, никого не выбирают, чтобы убивать.

Вообще, даже в течение времен опасности работает Б-жественное Провидение. Чтобы выжить требуется большее количество достоинств, но тот, кто должен быть спасен, будет спасен[4]. Однако есть люди, которые должны умереть, и они умирают при различных бедствиях этого мира. Война — только одна из них, та, которая, может казаться, больше всего зависит от свободы выбора индивидуальных лидеров, выбирающих ее вести. Но существует и много других катастроф[5], как цунами произошедший недавно. Они не зависят от чьей-то свободы воли и могут забрать много людей из этого мира за короткий период времени.

Обсудив немножко глобальные процессы, ведущие к множеству смертей, давайте поговорим о «случайной» смерти отдельного человека. Тора намекает на существующий парадокс между свободой выбора и Б-жественным Провидением в этом процессе. Сообщая о мицве делания забора вокруг крыши, Тора говорит (Деварим 22:8): «Чтобы падающий не упал оттуда». Наши мудрецы указывают[6], что язык Торы подразумевает, что человек должен упасть, так или иначе. Действительно этот человек должен умереть, но мы должны принять защитные меры, чтобы его смерть не была вызвана нашей небрежностью! А тот, кто халатен[7], и его невнимательность привела к чьей-то смерти, должен быть наказан и убегает в изгнание.

В течение тысяч лет еврейский народ использовал притчу[8] о двух людях: тот, кто сделал преднамеренное убийство, и другой, кто убил случайно. Ни у одного из них не было свидетелей, и они, казалось, оставались безнаказанными. Всевышний тогда привел их в одну гостиницу, и второй случайно убил первого. Теперь первый получил наказание, которого он заслужил, и второй получил наказание, которого он заслужил, т.к. теперь присутствовали свидетели, и он должен был убежать[9].

Заметим, что смерть сама по себе — не всегда столь плоха, как кажется[10]. Есть люди, исправление которых — умереть определенным способом. В частности Аризаль пишет[11], что люди из духовного корня Хевеля (Абеля, сына Адама) должны умереть не своей смертью. Действительно хотя Каин был хуже Хевеля, Хевель также согрешил, и заслужил смертельное наказание[12], и также души, происходящие из его духовного корня. Всюду в течение нашего длинного изгнания, многие из еврейского народа умерли различными способами от рук наций. Выбор того, кто будет жить, и кто умрет, был определен Провидением Всевышнего. Аризаль пишет, что действительно, если мы заслужим приход Машиаха рано[13], не все люди, которые должны быть полностью исправлены через смерть, закончат их исправление. По этой причине будет много несчастных случаев со смертельным исходом[14], и будет потребность в большем количестве городов убежища. Однако, если мы не заслужим его раннего прибытия, тогда каждый, кто должен быть исправлен через смерть, уже погибнет в течение нашего длинного изгнания.

Хотя смерть может служить исправлением, все же это трагедия для каждого вовлеченного. Кроме того, когда наша нация находится на высоком уровне и особенно когда наши лидеры очень праведны, они часто в состоянии предотвратить несчастные случаи со смертельным исходом и достигнуть необходимого исправления через другие средства. В частности лидер еврейского народа — Первосвященник, который служил в Святом Храме, мог быть в состоянии достигнуть через свое служение, чтобы никакие несчастные случаи не случались. Если он не был успешен, его косвенное наказание становилось теперь, что неумышленная убийца будет сознательно или подсознательно желать его смерти, так как только после этого, он сможет выйти из своего изгнания[15]. Да заслужим мы выйти вскоре из нашего изгнания, и чтобы Первосвященники, служащие в Третьем Храме были праведны, чтобы не было больше потребности в смертельных случаях, и Всевышний стер слезы со всех лиц (Йешияху 25:8).


[1] См. также Талмуд, Кидушин 32а. См. также связанные вопросы в Мишне, Трумот 8:12, Йерушалми, Трумот 47а.

[2] См. также Талмуд, Швуот 35б и Тосафот там.

[3] Конечно, пророки обещали нам, что в конце дней не будет никакой войны, и бюджет, который использовался для армии, будет вместо этого использоваться для мира (см. Йешияху 2:4, Мика 4:3).

[4] Очевидно не каждый, кто не спасен, являются «грешником», и не каждый, кто спасен, «праведен». Есть много причин, почему один человек живет дольше, а другой — меньше. Однако достоинства человека конечно помогают. С другой стороны есть ситуации, когда праведные погибают из-за незначительных грехов, которые они сдали и возможно даже не в этой жизни, а в другом гилгуле. Этим путем они заходят на Небеса, очищенные от всех своих промахов. С другой стороны, грешник может иметь длинную и блаженную жизнь в этом мире и никакой доли после этого (см. Деварим 7:10, Кохелет 7:15).

[5] См. Талмуд, Таанит 18б.

[6] Талмуд, Шаббат 32а.

[7] Отметьте, что в случае смерти, которая случилась без его оплошности, убийца не должен был убегать. Таким образом, если человек вел автомобиль и следовал правилам, и кто-то бросился под колеса, он не должен был бы убегать в город убежища (см. Макот 8б).

[8] См. Талмуд, Макот 10б по стиху Шмуэля 1:24:13. Давид сказал Шаулю: «Почему Вы преследуете меня? Если я заслужил умереть, пусть Всевышний выберет нехорошего человека, и убьет меня его руками. Почему праведный король как Вы хочет быть инструментом для выполнения наказания?»

[9] Отметьте, однако, что время от времени наказания не происходят в том же самом гилгуле. Таким образом, тот, который убил в одном гилгуле, может быть убит в другой жизни.

[10] Все мы естественно боимся смерти, и это глубоко внедренное психологическое опасение главным образом имеет отношение к общей боязни неизвестного. Кроме этого, Всевышний хотел, чтобы мы пробовали выжить максимально долго, чтобы мы могли закончить нашу миссию на Земле. Если бы мы не имели никакого опасения относительно смерти, то многие не боролись бы со смертью, когда это слишком трудно, особенно, когда человек знает, что жизнь после смерти намного лучше. (Я не говорю о самоубийстве — это строго запрещено. Но есть много тяжело больных людей, которые сделали бы немного, чтобы излечится или жить по диете и режиму, если бы не факт, что выживание любой ценой является частью наших подсознательных инстинктов.)

[11] См. Шаар Амицвот и Таамей Амицвот к главе Шофтим.

[12] См. Тикуней Зоар, 69-ый Тикун, стр. 105—111, см. ГР"А там.

[13] См. также Шла Акодещ, Толдот Адам, Бейт Давид 50-52. См. наши слова к главе Деварим относительно двух периодов Машиаха.

[14] Использование автомобиля может оказаться главной причиной на это, как и сегодня это наверно основная причина для случайных убийств (см. также вопросы и ответы Шевет Алеви 1:43).

[15] См. Мишна, Макот 2:6.


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Мецора

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Следить за своим языком. Тазриа

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

«Мецора» («Прокаженный»). Сила речи

Рав Бенцион Зильбер

В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.