Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Награда Пинхаса

Вопрос.

В этой главе мы узнаем о награде Пинхаса. Всевышний заключает с ним особый союз мира. Известно из многих источников[1], что Пинхас — тот же человек, как и Элияу, пророк, упомянутый в книге Царств. Что за союз заслужил Пинхас и что означает утверждение: «Пинхас — он же Элияу»?

Ответ:

В конце прошлой главы мы узнали о последнем совете Билама, о том, как искусить еврейский народ[2]. Один из самых мудрых мужей старины дал неслыханный совет, о развращении народа. Возможно впервые в истории, женщины были преднамеренно использованы, чтобы «бороться» с врагом[3]. К сожалению, множество еврейских мужчин попали в их западню. В более позднее время, наши мудрецы сделали много Раввинских декретов, чтобы избежать близости между евреями и неевреями, которая может привести к ассимиляции[4]. Однако в те времена, все еще разрешалось даже пить вино неевреев, и поэтому еврейский народ был легко пойман в ловушку.

Еврейские мужчины приходили на рынок, чтобы купить материалы по низким ценам, и, входя в палатки женщин, они собирались лишь сделать покупки. Однако, после предложения сильного Моавского вина, женщина показывала близость, и начала вести себя неприлично, так что мужчины не были в состоянии управлять собой[5]. Помимо греха запрещенных отношений, женщины смогли уговорить еврейских мужчин поклоняться их идолу — Бааль Пеору. Его поклонение состояло из хождения в туалет перед ним[6]. Большинство людей не видели в этом особого греха, и таким образом нарушали запрет на идолопоклонство, не полностью отдавая себе отчет в этом.

Как обычно случается, когда еврейский народ грешит, находятся введенные в заблуждение лидеры, которые думают о способах «объяснить» нарушения и даже найти галахическое обоснование грехам. Хотя время от времени это может быть оправдано, часто это приводит к еще большим повреждениям: теперь люди думают, что они не делают ничего запрещенного, и не будут даже пытаться раскаяться. В поколении пустыни, Зимри, лидер из племени Шимона решил быть тем, кто найдет оправдание для людей своего племени, которые оказались больше остальных пойманными в западне Моавитян. Зимри думал, что его действия были «Лешем Шамайим[7]», и он даже спорил с Моше публично относительно возможного разрешения перевести Моавитянских и Мидъянитянских женщин в Иудаизм и жениться на них[8]. Чтобы показывать законность своего решения, он непосредственно публично взял Мидъянитянскую принцессу в палатку.

При таких условиях было очень трудно знать, как действовать. Мы имели дело с уникальной ситуацией, когда мицва остановить нарушение даже за счет жизни грешника, но это «Галаха, которую мы не сообщаем[9]». Значение этого утверждения в том, что человеку, который беспокоится за честь Всевышнего, разрешают убить того, кто публично имеет отношения с нееврейской женщиной, но если этот человек пришел бы к раввинам и спросил, должен ли он так делать, они бы ему не советовали. Действительно это очень опасная задача, так как в этом случае его считают нападающим, и грешник может убить его, чтобы спасти свою собственную жизнь!

Даже сам Моше не пробовал убить Зимри[10]. Пинхас был тем, кто взял на себя эту задачу. Много чудес случилось с ним, чтобы он был в состоянии закончить задание успешно[11]. Хотя его акт казался разрушительным[12], он фактически спас еврейский народ. Пинхас был выбран, как очень особый человек в нашей истории. Он — пример «каная» того, кто ревнив для Б-жественной Чести. В награду Всевышний установил вечный союз с ним.

Одно из изменений, которые случились с самим Пинхасом, было изменением в его структуре души. Известно[13], что душа человека состоит из различных частей. В течение жизни, состав души человека может измениться, в том числе и в зависимости от мицв, которые он делает или его грехов. В определенные времена человек может иметь «дополнительные» души, присоединившиеся только временно, в то время как в другие времена они могут постоянно примыкать к нему. Согласно Каббале, после своего подвига Пинхас приобрел души Надава и Авиху[14] (сыновей Аарона, которые умерли, принося Кеторет, см. Вайикра, 10), Он также приобрел две другие души по имени Элияу[15]. В более позднее время в его жизни, одна из этих душ стала доминирующей, и именно поэтому с тех пор он упоминался как Элияу.

Элияу появляется в книге Царств (1:17:1) без предупреждения. Ничто не описано относительно того, кем был этот человек, он рассматривается как почти мистическая фигура, живущая в отдаленном месте и только время от времени появляющаяся среди людей. В том поколении Элияу сделал почти то же самое исправление как во время Моше. На сей раз люди Северного Царства поклонялись идолу «Баалю» и совершали другие нарушения законов Торы[16]. Надеясь остановить это раз и навсегда, Элияу собрал людей у горы Кармель и публично продемонстрировал власть Всевышнего. Люди были чрезвычайно впечатлены, и по команде Элияу они убили идолопоклоннических священников Бааля. Однако их раскаяние было недолгим, и сам Элияу должен был бежать из Северного Царства, где царица Изебель угрожала убить его[17].

Как мы знаем, Элияу никогда не умер, но поднялся на небеса живым[18]. То, что он делает сейчас подобно тому, что он делал, когда был в этом мире. Он появляется в различных ситуациях и помогает исправить еврейский народ. Нам обещано (Малахи 3:23), что он объявит приход Машиаха[19]. И мы будем ждать его объявления каждый день.


[1] См. например Йалкут Шимони, Рабейну Бахъе, Баал Хатурим, Ор Ахаим Акодеш и Сфорно в начале этой главы.

[2] См. наши слова к главе Балак. Отметьте, что письменная Тора открыто не заявляет, что безнравственное поведение дочерей Моава и Мидиана было результатом совета Билама. Это — традиция наших мудрецов в Талмуде (Синедрион 106a) основанная на его словах Балаку (Бемидбар 25:14): «я теперь дам тебе совет …», и это также поддерживается описанием Торы смерти Билама (см. Бемидбар 31:16, см. однако Рамбан 25:1).

[3] В более поздние времена подобные стратегии использовались весьма часто и даже в Советском Союзе, существовало специальное ведомство, которое использовало женских агентов, чтобы подстрекать иностранцев, и позже используя шантаж, вынуждали их сотрудничать.

[4] См. Талмуд Шаббат 17б.

[5] Это было особенно верно для мужчин того поколения, которые не были приучены видеть неприлично одетых женщин.

[6] Есть и более глубокие причины того, почему Моавитяне поклонялись своему «богу» в такой отвратительной манере, (см. Зоар 3:238а).

[7] См. Дивре Йоэль , Пинхас, стр. 167.

[8] На практике такой переход не засчитывался т.к. женщины продолжали поклонятся своему идолу.

[9] См. Тур, Эвен Аэзер 16.

[10] Как мы упоминали в главе Хукат, согласно ГР"А это было четвертой ошибкой Моше. В наказание, он не был похоронен в Земле Израиля после его смерти.

[11] См. Талмуд, Синедрион 82б.

[12] Действительно он сначала презирался людьми за то, что убил лидера Израиля.

[13] См. Аризаль Шаар Агилнулим, где описывается множество деталей структуры души.

[14] Зоар 3:217а. См. также Афике Ям, Зевахим 101б, что это подсказано нашими мудрецами (см. Раши 25:13), что Пинхас только стал Коэном после этого эпизода. На самом деле, ведь он теперь приобрел души помазанных Коэнов.

[15] См. Аризаль, Шаар Агилнулим 32-ое введение, см. также Малбим (Мелахим 2:2:9).

[16] См. Пиркей Дерабби Элиэзер, 28 и Радаль там.

[17] См. Аризаль, Шаар Агилнулим 32-ое введение относительно того, почему Элияу испугался угроз Изебель несмотря на то, что он должен был быть неуязвимым.

[18] См. Седер Олам, 17.

[19] См. однако Рамбам, Законы Королей 12:2; см. Вайоэль Моше 1:51.


О порядке и законах проведения пасхального Седера Читать дальше

Седер

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.

Пасхальная Агада

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.

Смысл пасхального Седера

Рав Носон Шерман

Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.

Очистка дома перед праздником Песах и проведение Седера

Рав Пинхас Шайнберг

Настоящая брошюра составлена на основе записей, сделанных группой учеников гаона раввина Хаима-Пинхаса Шейнберга, руководителя иешивы Тора-Ор, и представляет собой сборник его ответов на вопросы слушательниц проводимых им лекций.

Наш рассказ в ночь Пасхального седера

Рав Бенцион Зильбер

Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?

В каждом поколении

Рав Реувен Пятигорский

В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.

Избранные пасхальные рецепты

Тиква Серветник

Песах, больше чем другие праздники, отражается на кухне. В этот праздник есть строгие ограничения в ассортименте продуктов. Ашкеназские евреи не употребляют в пищу «китниёт» — разновидность круп. При покупке продуктов, нужно обращать внимание как на кашрут на Песах, так и на их наличие в составе. Приятного аппетита.

Канун Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»