Из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе», темы: Недельная глава, Кашрут, Разрушение Храма, Животные, Шмини, Хаим Суницкий
Вопрос.
Эта глава учит нас о животных, разрешенных или запрещенных для еды. Как обычно, мы не требуем длинный комментарий, а скорее хотели бы узнать некоторые общие правила и причины, почему специфические животные запрещаются?
Ответ.
В этой главе Тора описывает нам запрещенные млекопитающие, птицы, рыбы и другие разновидности. Невозможно остановиться на всех них в нашем коротком комментарии, но мы сконцентрируемся только на млекопитающих. Очевидно, мы можем обсудить диетические законы на различных уровнях интерпретации. Мы могли бы упомянуть выгоды здоровья, зоологический анализ, духовные причины, или подсказки этих законов. Так как невозможно покрыть все эти темы, мы, прежде всего, остановимся на последних двух. Мы обсудим общую природу запрещенных разновидностей, и некоторые из намеков, связанные с темой.
Относительно млекопитающих Тора дает нам два признака кошерности. Млекопитающее должно иметь копыта, которые раздвоены, и оно должно жевать жвачку. Объяснение этих двух признаков в следующем. Большинство млекопитающих не имеют никакого копыта. Некоторые имеют копыто, но оно не раздвоено. Тора требует, чтобы млекопитающее имело копыто, и оно было раздвоено. Жевание жвачки означает пережевывание пищи еще раз. Таких животных обычно называют, «жвачными». После еды трава спускается в один из желудков и остается там некоторое время. Потом она поднимается снова в форме комка, животное жует ее во второй раз и затем проглатывает[1].
В главе Рээ (Деварим 14:5), Тора упоминает десять разновидностей кошерных млекопитающих[2]. Четыре из некошерных млекопитающих упомянуты в этой главе, потому что они имеют по одному признаку кошерности[3]. Трое из этих животных (верблюд[4], кролик и тушканчик[5]) имеют «внешний» признак кошерности. Они жуют жвачку, но не имеют полностью раздвоенного копыта. Одно животное — свинья имеет раздвоенное копыто, и не жует жвачку. ГР"А[6] объясняет, что два признака кошерности намекают на контроль над двумя главными плохими качествами: гневом и желанием наслаждений[7]. Противоположность этих двух качеств — спокойствие и удовлетворение[8].
Жвачные животные — пример удовлетворенных существ. Постоянно занятые жеванием того, что они уже один раз проглотили, они, таким образом, счастливы тем, что имеют[9]. Раздвоенное копыто показывает отсутствие гнева[10]. С этими двумя главными качествами можно преодолеть остальную часть искушений.
Наши мудрецы[11] учат важную подсказку в отношении к этим четырем животным. Они соответствуют четырем нациям, которые управляли цивилизованным миром: Вавилон, Персия, Греция и Рим. Первые три нации, которые правили нами, связаны с животными, которые имеют внешний признак кошерности. Четвертое животное — Римская Империя — сравнивается со свиньей, которая показывает раздвоенные копыта, но чей внутренний признак некошерен. ГР"А[12] объясняет от имени Талмуда (Йома 9б), что во время Первого Храма еврейский народ совершал три из наихудших внешних грехов[13], но был хорош внутри. Во время Второго Храма ситуация была противоположной: никакие ясные грехи нашей нации не были показаны, но мы были плохи внутренне, полны необоснованной ненависти и сплетней. Наказания были, таким образом, «мерой за меру»: первые три нации, которые управляли нами, — сравниваются с животными с внутренним признаком кошерности, в то время как четвертое — выглядит «кошерным», но только снаружи. По этой же причине изгнание в Вавилон было на предопределенный срок, в то время как наше последнее изгнание — на неясный промежуток времени[14]. В противоположность предыдущим изгнаниям, теперь все зависит только от нашего полного раскаяния в конце дней[15]. Когда мы исправим наши грехи, Всевышний вернет нас, как предсказано Торой (Деварим 30).
[1] Другой признак кошерности животных, согласно некоторым мнениям — наличие рогов (см. Мишна, Нида 6:9, см. однако Тосафот, Хулин 59а начиная со слов «Эллу Хэн»; см. Маген Авраам к Оррах Хаим 586:3). См. также Рамхаль, Адир Бамаром (стр. 385), обсуждение о четвертом королевстве и духовной причине этого признака.
[2] См. ГР"А, ликутим к агаде Бава Кама, напечатанные в Гнузот АГР"А, стр. 289, что общий порядок этих десяти разновидностей соответствует десяти Сефирот. Трое кошерных домашних животных соответствуют трем высшим Сефирам, а семь диких животных соответствуют семи нижним Сефирам в том же порядке. «Земер» (жираф), таким образом, являющийся самым красивым животным соответствует Малхут, (слово «Земер» также означает песню).
[3] Все другие некошерные животные не имеют никакого признака кошерности. Это утверждение было проверено зоологами и таким образом предлагается, как интересное доказательство, что Тора не могла быть написана людьми (см. Талмуд, Хулин 60б; Маарац Хиют 59а).
[4] Хотя копыто верблюда частично раздвоено, это раздвоение не полное.
[5] Относительно того, почему кролик и тушканчик «жуют жвачку», см. «Сихат Хулин» стр. 410 и «Живая Тора», стр. 545. Во всяком случае, эти животные не рассматривают в категории обычных жвачных животных. Этому намекают в Талмуде (Хулин 59а) и Рамбам, (Законы запрещенных пищевых продуктов 1:2): «нет никаких других некошерных жвачных животных кроме верблюда.» Комментаторы спрашивают: » А что относительно других двух, упомянутых в Торе?» Согласно этому, ответ в том, что другие два не совсем «жвачные», хотя они действительно едят пищу дважды как жвачные животные (Сихат Хулин).
[6] См. ликутей АГР"А, стр. 151.
[7] Эти два качества также соответствуют двум главным нееврейским нациям: Эйсаву и Йишмаэлю, и заповедям: не убивать и не прелюбодействовать, (см. также наши слова к главе Ноах).
[8] См. также Коль Бо в начале законов трейфы, что жвачные животные часто преследуются хищниками, таким образом они, возможно, не имеют достаточного времени, чтобы поесть. Это — то, почему они глотают много травы сразу и затем жуют еще раз, когда у них есть возможность.
[9] См. также ГР"А в комментариях к агаде, Бехорот 8б, начиная со слов: «Айти Будия». Он пишет, что слово «Гера» (жвачка) также означает разменную монету (равную 1/20 Библейскому Шекелю, см. Шемот 30:13). Стих фактически намекает на минимальную сумму денег, которую бедному человеку придется предоставить пище для себя и жены в течение дня (см. мишна, Пеа 8:1 и Бартенуро там). Тот, который удовлетворен имея только «Гера» в день, действительно довольствуется немногим!
[10] Конечно понятно, что животные, которые не имеют копыт вообще, а имеют лапы, обычно являются хищниками, в то время как копытные животные обычно едят траву. ГР"А не объясняет, почему раздвоенные копыта — это дополнительный признак спокойствия. Может быть, когда копыто существует, но не раздроблено, животному легче ударить ногой, и оно предрасположено к войне, (см. Талмуд, Псахим 113б относительно лошади; Йома 49а относительно мулов).
[11] Вайикра Раба 13:5.
[12] Комментарий к агаде, Бехорот 8б, начиная со слов: «Айти Будия».
[13] Идолопоклонство, убийство, и запрещенные отношения. Очевидно, это не означает, что вся нация имела эти грехи, но как обычно, нас судят всех вместе, особенно когда праведные могли остановить грешника и не сделали так, (см. также Талмуд, Шаббат 55а).
[14] В словах Талмуда (Йома 9б) «У ранних, их грехи показаны, и конец их изгнания предсказан, поздние — не показаны ни их грехи, ни конец их изгнания». См. наши слова к главе Бехукотай.
[15] Мы были спасены от гнета первых трех наций за заслуги Авраама, Йицхака и Якова. Последнее изгнание соответствует Моше. Выкуп трех видов первенцев (человека, кошерного животного и некошерного животного) соответствует искуплению от первых трех гнетов. Последнее изгнание соответствует Маасеру (десятине) животных, которую невозможно выкупить. Мы выйдем из этого изгнания через раскаяние и изучение Торы Моше, (см. ГР"А к Зоар в Яхель Ор, 2:115а; 3:178б).
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Мегилат Эстер
Рав Цви Вассерман
Казалось бы, Мордехай, царский судья, высокопоставленный вельможа, должен был бы сразу нажать на дворцовые рычаги...
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Мордехай Райхинштейн
В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Неужели Мордехай был человеком, который искал ссоры, интриг, готов был нарушить приказ царя?