Из цикла «На тему недельной главы», темы: Недельная глава, Пожертвование, Трума, Радость, Лев Кацин
«Живу в ДИРЕ, купаюсь в ЯМЕ», — шутят русскоязычные израильтяне. Вы не поняли шутки? Дело в том, что на иврите ДИРА — квартира, жилище, ЯМ — море. Я вспоминаю об этой шутке, когда задаю вопрос: что означает название еврейского месяца Адар? В книгах написано, что название этого месяца намекает на жилище — Храм Всевышнего, который был отстроен в результате событий отмечаемого в это время праздника Пурим…
Впрочем, всему свое время: время скорбеть о разрушении и время радоваться строительству, как учил мудрый царь Соломон:
«Время плакать и время смеяться… время разбрасывать камни и время собирать камни»
Время плакать — это месяц Ав, а время смеяться — месяц Адар.
«Когда “входит” месяц Ав, уменьшают радость, когда “входит” Адар, увеличивают радость», —
Почему уменьшается радость в месяц Ав? Девятого Ава был разрушен Храм. То, что разрушение «уменьшает радость», лежит на поверхности. Суть в том, что верно и обратное: уменьшение радости, уныние и печаль обладают огромной разрушительной силой.
Почему мы радуемся в месяц Адар? Потому что с этим временем связано строительство Храма! Верно и обратное: радость обладает огромной созидательной силой. Чувство радости способно восстановить Храм! Почему мы радуемся в Пурим? Потому что выжили! — ответят многие. Это верно, но в большей степени верно и то, что мы выжили благодаря УМЕНИЮ РАДОВАТЬСЯ! Пророчествуя о причинах разрушения, Тора обращается к еврейскому народу:
Ты будешь изгнан из Израиля «за то, что не служил ты Всевышнему с радостью»
Почему за, казалось бы, незначительное нарушение народ наказывается так сурово? Где концепция справедливости «мера за меру»?
Впрочем, что такое служба без радости? Это служба без души! Храм — это символ единения духовного и физического миров, место, предназначенное для «службы сердцем». Но если нет сердца, не будет и Храма. Если служба превращается в неискреннюю «службу уст», то тогда и Храм может исчезнуть! Как предупреждал пророк, передав народу слово Всевышнего:
«Устами прославлял Меня, а сердце отдалил от Меня»
Ребе из Коцка так объяснял это место в Торе: Храм будет разрушен за то, «что когда не служил ты Всевышнему, то радовался». Радость выражает сокровенное желание человека. И если он радуется тому, что не должен служить Всевышнему, значит, нет у него этого ЖЕЛАНИЯ. Если человек не помог неимущему, потому что не представилась ему такая возможность, и он рад этому, значит, в сердце своем и не думал помогать!
Ребе из Гур в книге «Сфат Эмет» отмечает, что если разрушение последовало в наказание «за то, что не служил ты Всевышнему с радостью», то и отстроен будет Храм в награду за то, что мы научимся служить с радостью!
Об этом можно много говорить, но если человеку свойственно уныние, то «никакие лекции не изменят данного положения вещей». Что же делать? В первую очередь — ДЕЙСТВОВАТЬ! В этом великая тайна слов, произнесенных евреями в момент дарования Торы: «Исполним и поймем!» Верно то, что когда мы что-то чувствуем и понимаем, мы и делаем это. Но верно и обратное: когда мы действуем, то начинаем это чувствовать и понимать! В этом смысл соблюдения заповедей, возвышающих и освещающих наши души.Когда человек радуется, он делится с друзьями и нуждающимися в нем. Но верно и обратное, чем больше человек делится, тем больше ощущает от этого радость. В Пурим мы преподносим подарки друзьям, помогаем бедным, приглашаем нуждающихся к себе за стол, и чем больше отдаем, тем больше «увеличиваем радость» и в своих сердцах.
Когда Всевышний указал евреям собирать пожертвования для строительства Мишкана — Храма в пустыне, Он обратился к Моисею:
«Скажи евреям пусть ВОЗЬМУТ Мне пожертвования от всякого человека, сердце которого наполнено доброй волей»
Почему ВОЗЬМУТ? Ведь речь идет об указании ДАТЬ, а не ВЗЯТЬ пожертвования? А может быть, то, что человек ДАЕТ, он на самом деле БЕРЕТ? Человек, дающий пожертвования на нужды общины, вознаграждается богатством, а тот, кто радует других, сам обретает радость!
Рабби Моше Альших, который жил в Цфате во времена Аризаля, писал, что Тора открывает нам тайну, как научиться отдавать с радостью. Тот, кто ОТДАЕТ, должен осознать, что на самом деле БЕРЕТ, и тогда он испытает РАДОСТЬ!
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Мегилат Эстер
Рав Цви Вассерман
Казалось бы, Мордехай, царский судья, высокопоставленный вельможа, должен был бы сразу нажать на дворцовые рычаги...
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Мордехай Райхинштейн
В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Неужели Мордехай был человеком, который искал ссоры, интриг, готов был нарушить приказ царя?