Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Коментарии к недельной главе Льва Кацина

— Мой отец защищает воров! — с осуждением воскликнул Рома. — Твой отец — праведник, — не согласился с ним реб Хаим. — Мой отец адвокат. Он защищает в суде тех, кто обокрал людей, компании, — настаивал Рома.

Вскоре он уехал в Израиль и начал изучать Тору. Несколько лет спустя отец Ромы умер, и юноша вернулся в Америку. Однажды реб Хаим ехал в машине по Бруклину и слушал рассказ о цадике рабби Мойше из Судилково. Вдруг он увидел Рому на улице и предложил ему сесть в машину. «Мой отец действительно был праведником, — произнес Рома. — Когда я сидел шиву (семь дней траура), люди приходили утешить нашу семью и рассказывали об отце то, о чем я даже не подозревал. Многие его клиенты поведали нам, как он изменил их жизнь. Отец соглашался защищать их, если они возместят нанесенный ущерб и обещают в дальнейшем помогать людям. Один человек, который в прошлом крал в магазинах вещи, теперь в День Благодарения раздает в Бостоне одежду беднякам. Мой отец прямо на улицах подходил к бездомным, находил им жилье, устраивал на работу. Только после его смерти я узнал, что он регулярно посылал деньги иешивам, а сам ежедневно занимался Торой». «Твой рассказ напоминает мне историю, которую я только что слушал в машине», — отреагировал реб Хаим и включил магнитофон. Рома слушал с огромным вниманием, на его глаза навернулись слезы…..

В этой хасидской истории рассказывалось об одном воре еврее, который приходил за благословением к Бал Шем Тову (1698—1760 гг.). Однажды вор узнал, что праведник умер. Он пошел к нему на могилу и плакал: «Кто же теперь будет молиться обо мне?» Вор заснул, а Бал Шем Тов явился к нему во сне: «Найди моего внука — реб Мойше». Вор нашел рабби Мойше Хаима Эфраима (1748—1800 гг.) в местечке Судилково (Хмельницкой области). Ребе тепло принял вора, и они начали изучать Тору. Вскоре вор стал честным человеком, а внука Бал Шем Това стали называть «Ребе воров», ведь он вдохновлял этих людей на жизнь праведную…

— Мой отец родился в Судилкове! — воскликнул Рома со слезами на глазах. — Он тоже был «Ребе воров»…

Этот рассказ я недавно услышал от самого реб Хаима, когда был у него на субботней трапезе в Старом городе Иерусалима. Десятки молодых людей впервые в жизни приходят на шаббат. Реб Хаим поет, рассказывает истории, а ученики его иешивы накрывают на стол. Но почему некоторые из них в рваных джинсах? «Есть иешивы, которые отбирают самых лучших учеников, — объясняет реб Хаим. — Я же с радостью принимаю тех, от кого отказались другие иешивы»…

Как вы думаете, чему учил рабби Мойше воров? Может быть, он открывал нашу недельную главу и читал с ними: «А вот законы, которые ты разъяснишь им: Если купишь еврейского раба…» (Шмот 21: 1—2)?

Почему свободный человек становился рабом? Между воровством и рабством есть глубокая связь: «Чем больше рабов, тем больше воровства» (Поучения отцов 2: 7). Если свободный человек ворует, ведя себя как раб, то будет наказан и станет рабом! — объясняет рав Моше Вольфсон. Также если человек, не нуждаясь, просит других о помощи, он доживет до того времени, когда действительно будет нуждаться.

Вор попадал в рабство, ибо должен был не только вернуть украденное, но также заплатить штраф. Украв, например, тысячу долларов, он должен был вернуть две. Этим вор наказывался за то, что своими действиями демонстрировал, что боится лишь человека, как бы отрицая существование Б-га. Однако в отрицании Б-га — Судьи кроется суть всех преступлений! Потому закон о рабе становится первым среди законов, открывшихся евреям на Синае. Рабство — это не только материальное положение человека, но и состояние души. От рабства души есть одно лекарство — первая заповедь: «Я — Всевышний, который вывел тебя из земли египетской, из дома рабства» (Шмот 20: 2). «Имя Всевышний означает Судья», — комментирует Раши.

Евреи вышли из Египта, однако духовно продолжали оставаться рабами. Осознав у горы Синай, что Всевышний — Судья, они освободились от рабства. Ведь если миром правит Справедливый Судья, который наказывает за преступления, то воровство неизбежно приведет к потерям. Лишь путь добрых дел принесет человеку благословение.

«Почему же столько несправедливости в мире?» — удивитесь вы. «А вот законы, которые ты разъяснишь им». Комментируя это место Торы, книга «Зохар» открывает тайны перевоплощений душ, объясняет Рабби Мойше Хаим Эфраим в своей книге «Дегель Маханэ Эфраим»:

— Если человек нанес кому-то ущерб и не возместил его, то души людей вернутся в этот мир, и они вновь встретятся, только на этот раз поменяются ролями, и вору все равно придется расплачиваться.


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Мецора

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Следить за своим языком. Тазриа

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

«Мецора» («Прокаженный»). Сила речи

Рав Бенцион Зильбер

В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.