Из цикла «На тему недельной главы», темы: Недельная глава, Сотворение мира, Итро, Дарование Торы, Ту биШват, Изучение Торы, Лев Кацин
«С такими результатами тестов этот ученик у нас учиться не сможет», — шепчет мне педагог. «А мне кажется, что сможет, и учиться будет хорошо», — не соглашаюсь я с ним тоже шепотом.
В Синай Академи проходят вступительные экзамены. Только что закончил знакомство с этим мальчиком, и он продолжает сидеть в нескольких шагах от меня в ожидании нашего решения.
Почему я проявляю оптимизм и спорю с учителем-реалистом? Не раз я был свидетелем того, как, казалось бы, самые слабые ученики, удивляя всех, расцветали в Синай Академи, подобно «Праведнику, который, как пальма, расцветет» (Псалмы 92: 13). Конечно, чудеса не происходят каждый день, но в случае этого конкретного мальчика чудо, безусловно, имело место. Он с отличием окончил нашу школу, поступил в колледж и продолжает изучать Тору.
В свете этого и других педагогических чудес название школы — «Синай» — обретает особый смысл.
«В третьем месяце после Исхода народа Израиля из земли египетской… пришли они в пустыню Синай» (Шмот 1: 18).
Выйдя из Египта, евреи видели вокруг безжизненную пустыню, но в момент Дарования Торы гора Синай расцвела, покрывшись зеленью, цветами и плодами! В память об этом в праздник Шавуот синагоги и дома украшаются зеленью и цветами. Это чудо выражает следующую мысль: если даже безжизненная гора Синай расцвела в момент Дарования Торы, то тем более может расцвести и изучающий Тору человек!
Тора — это вода! «Прольется как дождь учение мое» (Дварим 32: 2), — говорил Моисей, обращаясь к еврейскому народу. Воды дождей и духовные ценности Торы спускаются с Небес, очищая и оживляя Землю и живущих на ней.
Прошедший праздник Ту би-Шват — Новый Год деревьев — является водоразделом лет. После Ту би-Шват начитается сезон дождей нового года. Этот день напоминает нам, что и мы, люди, нуждаемся в новой воде — мудрости Торы, способной вдохновить нас.
«Зачем человеку отмечать Новый год деревьев?» — удивится читатель.
У дерева есть корни, плоды. А у людей? Наши корни впитывают от родителей и учителей ценности Торы, которые мы передаем детям и ученикам — своим плодам. Дерево без корней — это дерево без плодов. Так же и народ без прошлого — это народ без будущего!
Ту би-Шват отмечает начало весны. Деревья пробуждаются от зимней спячки, по стволам начинает подниматься сок. И мы в это время можем ощутить тепло в наших сердцах, проснуться духовно, наполнить себя жизненными соками Торы и молиться о том, чтобы удостоиться совершить много добрых дел — хороших плодов.
Когда Всевышний сотворил мир, то все деревья плодоносили. «И сказал Всевышний: да прорастет земля… плодовым деревом, дающим плод по виду его» (Берешит 1: 11). На неком духовном уровне произошел сбой, и земля произвела лишь «дерево, дающее плод» (намек: ветвь и плод стали разного вкуса, подобно тому, как отличаются процесс (ветвь) от (плода) результата труда). Когда взятый из земли (Адама) Адам совершил грех, съев запретный плод, и земля была наказана: многие деревья лишились способности приносить плоды, фрукты. Но когда придет Мошиах, все деревья вновь будут приносить плоды. «Я дам дожди вам вовремя, и земля даст урожай свой, и деревья полевые дадут плоды!» (Дварим 26: 3—4). Раши поясняет, что деревья полевые — это деревья нефруктовые, но в будущем и они будут плодоносить!
В Ту би-Шват решаются судьбы всех деревьев и их плодов. В этот день даже нефруктовые деревья как бы (в неком духовном смысле) мечтают о своих плодах и присоединяются к мольбе о возвращение евреев на свою землю. Поэтому каждый из нас, даже считая себя неудачником, может обратиться с молитвой о том, чтобы быть удостоенным хороших плодов — добрых дел, — объясняет рав Моше Вольфсон. В Ту би-Шват праведники молятся о том, чтобы удостоиться хорошего этрога (цитруса), символа добрых дел в праздник Суккот.
Пророки пишут, что деревья будут «рукоплескать» освобождению евреев, радоваться, что пришло время, когда каждый человек выполняет свое предназначение и приносит свой плод! «Ибо как дождь нисходит с неба… и поит землю, так же будет слово Мое… Ибо с весельем выйдете и с миром водимы будете, горы и холмы разразятся пред вами песней, и рукоплескать будут все деревья поля» (Исайя 55: 10-12).
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Мегилат Эстер
Рав Цви Вассерман
Казалось бы, Мордехай, царский судья, высокопоставленный вельможа, должен был бы сразу нажать на дворцовые рычаги...
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Мордехай Райхинштейн
В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Неужели Мордехай был человеком, который искал ссоры, интриг, готов был нарушить приказ царя?